
Отечественное оборудование для индустрии напитков
Ни капли мимо
Спрос со стороны конечного потребителя на бутылированные воды и напитки демонстрирует положительную динамику. В структуре продаж по видам упаковки лидерство давно уже принадлежит ПЭТ таре.
Долевое соотношение тары, сегментируемой по объемам, колеблется в зависимости от сезона, но в целом сохраняется тенденция спроса на продукцию в упаковке большего литража. Такие факторы стимулируют производителей воды и напитков расширять или модернизировать производственные линии по розливу продукции. В свою очередь отечественные компании-лидеры промышленного машиностроения сегодня готовы предложить адекватное оборудование
Спрос жаждет
На сегодня потребление газированной воды, включая напитки и минеральные воды, занимает около 80% рынка, оставшаяся доля — за негазированной водой. Однако темпы роста сегмента воды без газа значительно превышают рост сегмента газированных вод. В целом стабильность спроса на газированную и чистую бутылированную воду дает основание утверждать, что данный рынок располагает потенциалом для выхода новых игроков и для расширения ассортимента крупными компаниями. Тем более что существует ряд рыночных ниш, которые не заполнены.
Маркетинговые исследования подтверждают и тот факт, что параллельно спросу на саму продукцию, растут и объемы реализации минеральной и питьевой воды в упаковке большого литража. Несколько нивелируется фактор сезонности спроса на воду и напитки, хотя бутылированная продукция малого объема 0.5 и 1 литр больше продается в весенне-летний период. В то время как продажи воды в ПЭТ таре по 5-6 литров практически стабильно пользуется спросом круглый год.
Причем это отнюдь не специфика украинского рынка, а общемировая тенденция, главным движителем которой является нехватка качественной питьевой воды. И чем дальше, тем больше она распространяется с рынков крупных городов в регионы. Если учесть, что Украина располагает запасами уникальных по своему составу природных вод, их реализация в промышленном масштабе будет только наращивать темпы.
Такие основные посылки подводят к тому, что производители питьевой, минеральной вод и напитков будут и в дальнесрочной перспективе обуславливать темпы роста рынка специализированного технологического оборудования для розлива и упаковывания.
Справедливость этого тезиса подтверждаются исследованиями самих производителей оборудования, которые регулярно проводят мониторинг рынка для выяснения приоритетов развития своего бизнеса. Например, силами отдела маркетинга ООО «Завод упаковочного оборудования «Термо-Пак» систематически проводит анкетирование компаний отрасли напитков, на производствах которых работает оборудование завода. Учитывая широкую географию сбыта машин «Термо-Пак», количество респондентов получается внушительным. По данным анкетирования порядка 40% производимой продукции занимают сладкие напитки, порядка 50% — вода в упаковке 1,5-2 литра и порядка 10% — питьевая вода, разливаемая в тару большей емкости. Производители напитков также отметили, что в дальнейшем доля бутылированной воды в таре 5-6 литров будет увеличиваться.
Надежность — лучшая реклама
Выбирая оборудование, производитель в первую очередь старается выяснить степень надежности машин и адекватность стоимости предлагаемому качеству. Когда речь идет о значительных капиталовложениях, каждый хозяин заинтересован в возврате инвестиций. Поэтому в первую очередь, принимая решение о покупке оборудования, потенциальный заказчик выясняет на каких производствах и как оно уже работает.
Специалисты завода «Термо-Пак» подчеркивают, что большинство новых клиентов пришло к ним благодаря позитивным откликам коллег по отрасли. Среди основных критериев доверия, которыми руководствуются производители напитков выбирая поставщика оборудования, следующие: история развития компании, количество клиентов, оперативность выполнения заявки, эффективность сервисной службы, широта ассортимента по нужному направлению. Именно стремление предоставить своим клиентам комплексное решение побудило завод «Термо-Пак» наладит серийный выпуск линий розлива для воды и напитков.
В производственном портфеле завода есть оборудование для ополаскивания, укупоривания, этикетирования, упаковывания в групповую упаковку продукции, конвейерные системы, которое успешно работает не только на внутреннем, но и на многих внешних рынках. Например, на сегодня порядка 45% производимого заводом оборудования идет на экспорт. В целом в структуре продаж 30% занимает упаковочное оборудование, 35% — конвейерные системы и 35% — этикетировочное оборудование.
Если объединить в моноблок оборудование для розлива, упаковывания и этикетирования бутылированной продукции, то оно составит 60% от всех производимых машин. Таким образом, специализируясь сегодня на конкретном направлении, «Термо-Пак» может предложить рынку напитков и воды серьезный ассортимент оборудования, что внушает уверенность в долговременном сотрудничестве. Тем более, что перед европейским оборудованием или китайским у отечественного лидера есть ряд преимуществ: оперативный сервис и возможность своевременных личных консультаций специалистов завода, адекватные цены при надлежащем качестве.
Ведь мировым промышленным машиностроением основные принципы работы рассматриваемого оборудования давно продуманы. В чем сегодня нуждается производитель готовой продукции, так это именно в адаптации машин под конкретные производственные задачи, которые основываются на бизнес-целях каждого отдельного производства напитков.
Автоматизация как тенденция
Преимущества автоматизированного оборудования без лишнего теоретизирования сегодня подтверждает практика. По большому счету лежат они в двух плоскостях: обеспечение стабильного качества бутылированной продукции и снижение производственных и трудовых издержек. Так что автоматизация отечественных бутилировочных производств относится к задачам ближайшей перспективы. Ведь предприятия, модернизирующие оборудование под аппаратный розлив, получают возможность стабильного и прогнозируемого развития бизнеса.
По словам специалистов завода «Термо-Пак» если еще три года назад высокопроизводительных машин выпускалось 5-6 единиц в год, то сегодня это тоже количество сходит с конвейера ежемесячно. Аналогичная динамика и в области технологичности оборудования. На текущий момент машины линейного типа комбинированного действия выпускаются серийно, а несколько лет назад их продавались считанные единицы в год.
В среднем, на украинском рынке воды и напитков сегодня пользуется спросом оборудование для розлива средней производительности: 3–6 м3/ч.
Положив в основу своей политики принцип клиентоориентированности, завод «Термо_Пак» выводит на рынок новые модели автоматизированного оборудования роторного типа в двух востребованных категориях:
? для розлива газированных напитков и минеральной воды в ПЭТ_бутылки 1,5–2 л производительностью 6 м3/ч;
? для розлива питьевой воды в тару емкостью 5–6 л. производительностью до 6 м3/ч.
В стадии разработки сегодня и проекты по выпуску оборудования для розлива более высокой производительности, которые будут запущены в производство уже в ближайшие годы.
Компания «Термо_Пак» позиционирует себя не только как производитель линий розлива, но и как инжиниринговая компания, которая берет на себя решение задач по созданию заводов розлива напитков.
Учитывая уже имеющийся ассортимент оборудования завода, производители индустрии напитков смогут полностью оснастить свои цеха розлива и упаковывания готовыми линиями от одного производителя. Причем дозаторы «Термо-Пак» также разрабатывает самостоятельно с учетом технических параметров конкретных машин с точностью дозирования соответственно действующим ГОСТам.
Все оборудование завода сертифицировано по УкрСЕПРО, имеет санитарно-гигиенические допуски и соответствует международным стандартам безопасности. А значит, успешно может реализовываться за пределами Украины.
Авторы: Ольга Бут, Вадим Герасимчук
Источник: termo-pak.ua