All Retail
Опубликовано

Что люди в Эстонии стали чаще покупать?

Postimees сравнил содержимое покупательской корзины двух торговых сетей за два года и выяснил, что представители среднего класса при выборе продуктов стали проявлять больше смекалки, а также то, что бедность в менее обеспеченных слоях усугубляется.

Представители торговых сетей Maxima и крупнейшего в Тартуском уезде предприятия TTK (Tartu Tarbijate Kooperatiiv, магазины Konsum и A&O) по просьбе Postimees проанализировали статистику продаж в первом квартале 2008 года, в 2009 году и в первые месяцы 2010 года. ТТК владеет, кроме сети супермаркетов в Тарту, еще и целым рядом магазинов в сельской местности, пишет Рostimees.

Директор Института пищевых продуктов Таллиннского технического университета, профессор Райво Вокк, ознакомившись с обзором, сделал вывод, что в период экономического кризиса люди стали разумнее подходить к выбору продуктов питания.
«В последнее время люди стали больше покупать сырых продуктов и готовить еду дома, — сказал он. — Мы уже не покупаем то, что кто-то где-то приготовил, а готовим пищу сами».

Уцененные товары
Жизнь семей, оказавшихся в трудном экономическом положении, совсем не сладкая. Postimees побеседовал с многодетной матерью, муж которой в период бума хорошо зарабатывал, а сейчас остался без работы. Женщина, чье имя газета решила не обнародовать, проживает в сельской местности и является единственным кормильцем в семье.

«Я очень тщательно выбираю, перед тем как что-то купить, — говорит женщина. — Если уцененные хлеб и булка еще мягкие, то я ими буквально набиваю морозилку, чтобы потом, когда не будет денег, использовать. Примерно половину продуктов я беру с полки, где лежат уцененные товары». По словам женщины, эти товары продаются в день окончания срока реализации и вполне съедобны.

Женщина сказала, что она заботится о здоровье детей и старается сделать так, чтобы изделий из муки и картофеля в их питании было поменьше, поэтому покупает дешевые яблоки.

«Когда дети бывают у бабушки с дедушкой, они с удовольствием уплетают фрукты, — заметила она. — Я тоже стараюсь, насколько это возможно, покупать как можно больше фруктов, но все равно этого мало».

Свинину женщина покупала последний раз в местной лавке еще прошлой осенью, сейчас, по ее словам, она лежит в морозилке.

«Покупаю фарш, он дешевле, — сказала она. — Купить свежую рыбу сейчас не могу, поэтому мы используем консервы из салаки в томатном соусе, делаем из нее бутерброды». Зеленые салаты она не покупает — это для нее слишком дорого.

Тем не менее, по словам женщины, в семье пока все сыты, поэтому грех жаловаться. «Конечно, питание могло бы быть более разнообразным, но время сейчас такое, ничего не поделаешь, — заметила она. — Кроме того, дети еще питаются в школе и детском саду».

Макароны-чемпионы
По словам директора по маркетингу ТТК Кайре Кревальд, в нынешнее время лидерами продаж стали макаронные изделия, мука, рис и другие крупы, причем безусловным чемпионом продаж являются спагетти — в сельской местности их стали продавать на четверть больше, чем пару лет назад. В городе этот показатель вырос на 15 процентов.

Как городские, так и сельские жители предпочитают более дешевые варианты продуктов питания, например, вместо ветчины многие стали покупать недорогую вареную колбасу.

К радости специалистов по питанию, на смену готовым изделиям в покупательской корзине пришли сырые продукты. Вместо того, чтобы покупать готовые булочки и пирожки, женщины стали больше печь сами. «Покупают муку, яйца, сахар и маргарин, — сказала Кревальд. — Если раньше покупали готовый творожный крем, то сейчас предпочитают обычный творог и сахар, а крем делают сами».

Неожиданно увеличились продажи свежего мяса и рыбы, а также различных приправ и специй. Кревальд предполагает, что главной причиной подобной тенденции стало то, что теперь люди реже ходят в рестораны и пабы.

Кроме того, люди стали меньше совершать так называемые импульсивные покупки, поэтому снизились продажи не только деликатесов, но и сладостей.

Помимо свежего мяса и рыбы, на треть выросли также продажи фарша и замороженного мяса, что указывает на экономность в потреблении мясной продукции.
«Продажи рыбных деликатесов снизились, но люди стали чаще покупать более дешевые рыбные консервы — как в городе, так и сельской местности», — сказала Кревальд.

По словам руководителя по связям с общественностью фирмы Maxima Eesti Эркки Эрилайда, готовые котлеты по цене 90-100 крон за килограмм теперь покупают меньше, зато охотно берут куски шейного свиного карбоната и лопаточную часть по цене 40-50 крон за килограмм.

«Дорогое мясо продается уже не так хорошо, как раньше», — сказал он. Эрилайд добавил, что в Maxima сейчас охотно раскупают дешевые овощи, например, капусту и морковь.

«Питаться недорого и одновременно с пользой — вполне возможно, — сказал он. — Дело не только в том, что у людей мало денег, просто потреблять стали очень осторожно».

Из костей бульон не варят
По словам профессора Вокка, средний класс теперь стал готовить еду дома и питаться более здоровой пищей, при этом он не слышал, что более бедные слои населения голодают. «Неужели вы действительно думаете, что в Эстонии кто-то варит себе бульон из костей для собак?» — спросил он.

Вокк полагает, что малообеспеченные жители покупают салаку. «Для меня лично ничего лучше быть не может, — сказал он. — Салака все равно лучше, чем лосось в любом из маринадов».

По оценке Вокка, мать большого семейства умеет готовить разнообразные блюда из небольшого набора продуктов и это для детей намного полезнее, нежели меню некоторых представителей среднего класса.

Что касается мучных изделий, то, по словам Вокка, многие семьи пошли путем наименьшего сопротивления и готовят детям макаронные запеканки с фаршем.
Тенденцию снижения потребления фруктов, по оценке Вокка, нельзя назвать положительной, в отличие от уменьшения потребления сладостей и кондитерских изделий (последнее, по мнению профессора, просто замечательно).

«По сравнению с другими странами Балтийского моря мы и так уже долгие годы потребляли меньше фруктов и овощей», — добавил Райво Вокк.

Данные двух сетей 

Maxima сравнил показатели первого квартала этого года с тем же периодом 2009 года и выяснил, что:
• продажи охлажденного мяса и курятины выросли более чем на 20 процентов, при этом примерно на столько же сократились продажи полуфабрикатов;
• продажи макаронных изделий за год выросли более чем на 20 процентов, причем люди активнее начали покупать более дешевые макароны;
• продажи картофеля и овощей остались примерно на том же уровне, что и год назад;
• молочных изделий и яиц Maxima продает примерно столько же, что и в прошлом году;
• продажи сыра снизились.

ТТК сравнил показатели первых двух месяцев этого года с тем же периодом 2008 года и выяснил, что:
• в магазинах Konsum и A&O Тартуского уезда по сравнению с первым кварталом 2008 года стали продавать больше свежего мяса, причем в сельской местности даже больше, чем в городах;
• как в городе, так и в деревнях увеличились продажи замороженного мяса, а продажи свежей рыбы выросли вдвое;
• рыбные деликатесы люди стали покупать реже, но рыбные консервы пользуются популярностью;
• продажи сыра снизились в среднем на 15 процентов;
• почти на 20 процентов упали продажи ветчины и на треть — копченых колбас;
• продажи вареной колбасы выросли почти на 15 процентов;
• продажи фруктов снизились на треть, а свежих овощей — примерно на пять процентов;
• выросли продажи зеленых салатов и овощей для приправ;
• выросли продажи макаронных изделий, риса, муки и круп. В сельской местности продажи спагетти выросли почти на четверть, в городе — на 15 процентов. Также увеличились продажи растительного масла и маргарина;
• снизились продажи сладостей;
• почти на четверть упали продажи творожных кремов и сырков.

Источник: allretail.com.ua

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или