All Retail
Опубликовано

Украинцы съедають по 100 кг хлеба в год

Украинцы — одни из мировых лидеров по количеству потребления хлеба, который является культовым продуктом для многих поколений.

Хлеб для украинцев — не только основная пища (занимает порядка 15% в рационе), но и продукт политический. При этом, несмотря на большое внимание, которое государство уделяет хлебопекарной отрасли, производство хлеба в Украине из года в год сокращается.

По итогам 2009 года Госкомстат сообщил о сокращении выпуска хлеба на 7,9% — до 1,755 млн. т. По сравнению с объемами 1990 года (6,7 млн. т) произошло падение в 3,8 раза, пишут Комментарии. Емкость отечественного рынка хлеба эксперты оценивают в 4,1–4,2 млн. т в год исходя из расчета ежедневной биологической нормы потребления хлеба на одного человека (около 240 г).

Если разделить объем производства, по данным Госкомстата, на численность населения, получится, что на человека в Украине приходится по 38 кг хлеба в год. Исходя из этой цифры суточное потребление хлеба в прошлом году было немногим более 100 г (чуть меньше нормы блокадного Ленинграда). Этот показатель не соответствует действительности. По информации аналитиков Универсальной инвестиционной группы, украинцы съедают хлеба на 50–75% больше, чем европейцы, — более 100 кг в год.

Хлеб для украинцев — продукт стратегический. Исторически сложилось так, что из простой еды хлеб постепенно превратился в культовый продукт для многих поколений (этому способствовали многочисленные войны и особенно Голодомор 1932–1933 годов). Несмотря на увеличение продуктового ассортимента в магазинах, у многих украинцев в рационе преобладают «простые» продукты, которыми можно быстро и надолго наесться. В некоторых семьях могут за ужином приговорить буханку хлеба вместе с макаронами или картошкой. С одной стороны, человек вроде бы поел, но при этом его организм не получил нужных витаминов и минералов. Вместо того чтобы съесть овощной салат или яблоко, аппетит перебивают булочкой. Ученые называют это явлением «скрытым голодом» и считают его одним из главных факторов ухудшения здоровья украинцев.

Популярность хлеба обусловлена относительной дешевизной этого продукта. Массовые сорта отечественного хлеба приблизительно в пять-шесть раз дешевле европейского. Сегодня цена так называемых социальных сортов порядка $0,4/кг, тогда как в странах ЕС цена достигает $2–3/кг, в России — до $1/кг.

По данным концерна «Хлебпром», в странах Восточной Европы уровень ежегодного потребления хлеба на душу населения тоже достаточно высок — 92 кг на человека. В странах Северной Европы этот показатель на 22% ниже — 72,3 кг на человека, а в Западной Европе — меньше на 30% — 64 кг на человека. При этом среди стран Западной Европы более высокое потребление хлеба отмечается в Германии — 75 кг, Австрии — 78 кг, а самое низкое — в Великобритании — 38 кг на человека.

То, что европейцы едят хлеба меньше, чем украинцы, объясняется несколькими причинами. Во-первых, сказывается разница во вкусовых пристрастиях — в Европе отдают предпочтение более дорогим видам хлебобулочных изделий (багетам, круассанам, бриошам, шоссонам и др.), хлебу со специальными добавками, а также с низким содержанием жиров, сахара и соли. Во-вторых, на потребительские предпочтения оказывает влияние пропаганда здорового образа жизни и здорового питания, один из постулатов которого предписывает сокращать калорийность рациона за счет продуктов, богатых углеводами, к которым относится хлеб.

Практически половина всего хлеба, производимого в Украине, — пшеничный, доля ржаного — около трети. Булочная продукция занимает примерно 1/6 рынка. Остальным видам продукции (хлебцам и др.) остается 4–5%. При этом за счет появления новых видов изделий спрос на традиционные марки хлеба ежегодно уменьшается примерно на 5%. Хотя пока хлеб массовых сортов удерживает безусловное лидерство в структуре производства хлебозаводов — 65–80%.

В Украине действительно происходит сокращение потребления хлеба. В крупных городах это объясняется повышением благосостояния людей, которые отказываются от привычки заедать любое блюдо хлебом. Правда, как отмечает генеральный директор ОАО «Концерн Хлебпром» Роман Хрущ, на хлебный рынок в большей степени, нежели планомерный спад потребления хлеба, влияет активизация теневого производства.

Автор: Светлана Борисова

Источник: allretail.com.ua

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или