Российские обувщики расстаются с Турцией
Крупные российские обувные компании, которые еще в 2015 году работали с турецкой обувью, кожей и комплектующими, в этом году отказались от поставок и производства в этой стране. Об этом "Известиям" заявила гендиректор Национального обувного союза Надежда Демидова. Речь идет о таких компаниях, как Zenden, Tervolina, "Юничел", "Эконика" и пр. Несмотря на то что официальные санкции этой сферы торговли не коснулись, партнеры Турции решили не рисковать и "переобулись" в Китае, Румынии, Бразилии и других странах. В Турции российские компании закупали до 10% от своих объемов.
Владелец сети обувных магазинов Zenden Андрей Павлов говорит, что проблемы с турецкой продукцией возникли уже в конце прошлого года. Компания не могла получить из Турции заказанный на следующие шесть месяцев товар — готовую обувь, оплаченную на треть. В этом случае товар застрял не на российской таможне (как обычно происходило с товарами из Турции в декабре), а на турецкой. Чтобы получить свою партию, Zenden обращалась в Минпромторг, который помог вызволить проблемную поставку. В итоге компании "разрешили" получить всю предоплаченную продукцию, а новых договоров уже никто не заключал, говорит Павлов. На Турцию приходилось 10% от объема компании, по итогам 2015 года продажи компании составили 11,5 млрд рублей, сообщили в Zenden (около 200 магазинов). Теперь ритейлер ищет новых поставщиков в России, Китае и Бразилии.
У других ритейлеров похожая ситуация — обувь либо застревает в Турции, либо на российской стороне. Например, у челябинского производителя и продавца обуви "Юничел" на российской таможне не проходит партия кожи, которая уже должна была отшиваться в летнюю коллекцию, а в продажу поступать в апреле.
— Мы еще надеемся, что партия просто задерживается и все-таки будет пропущена, — сказал "Известиям" глава "Юничела" Владимир Денисенко. — Компания уже начала заменять Турцию на Россию, речь идет о материале и комплектующих, например подошвах. Но есть такие виды кожи, которым сложно найти замену, — например, под крокодила и других рептилий. Также нам не хотелось бы лишаться двухцветного материала, который в итоге превращался в черные сапоги с красными носами.
Турецкие партнеры в структуре производства "Юничела" составляли до 13%. Ежегодно компания выпускает 3 млн пар и продает их в 500 магазинах; выручка обувной фабрики за 2014 год — 2,2 млрд рублей.
Tervolina (93 магазина, 5 млрд рублей выручки за 2014 год) готова продолжить работу с турецким партнером, "если откроют границы", говорит директор по маркетингу компании Мария Шарова. У ритейлера застряло на турецкой стороне 500 тыс. пар, которые были предоплачены на $15 тыс. По словам Шаровой, Tervolina заказывала у партнера часть осенне-зимней коллекции, что составляло 3% от оборота. Вице-президент "Эконики" Сергей Саркисов говорит, что на турецкую обувь приходился 1% продаж компании, а теперь "риски ограничены" и вместо Турции поставки налажены из Румынии.
По данным аналитической фирмы Infoline по итогам 2014 года, в пятерку крупнейших по выручке компаний, продающих обувь, входят "Центробувь" (доля рынка — 7,3%), Kari (2,7%), Zenden (1,9%), Carlo Pazolini, "Обувь России". Из них лишь Zenden ранее работала с Турцией, представители остальных компаний сказали, что в структуре их продаж или производства этой страны нет. Следующими крупными игроками в России являются Ecco, Tervolina, "Юничел" и "Эконика", лишь Ecco не работала с Турцией.
Гендиректор Национального обувного союза Наталья Демидова говорит, что за 2014 год в России произвели 100 млн пар, еще 300 млн пар импортировали. В структуре импорта Китай занимает первое место — 80% обуви и материалов, далее Турция — 8%, на третьем месте — Вьетнам. По ее мнению, российские компании могут легко перераспределить заказы в Китай, Бразилию и на российские фабрики, что собственно и делают.
— Сложившаяся ситуация с закрытием турецких границ может сказаться на повышении стоимости обуви среднего ценового сегмента, — считает ведущий специалист по ассортименту и прогнозированию трендов Fashion Consulting Group Галина Кравченко. — Возможно развитие ситуации, аналогичное сегменту одежды: ткани и одежда маркируются и поставляются из других стран. Если так же будет происходить с обувью в отношении комплектующих и конечного продукта, то однозначно это скажется на дополнительном росте цены для конечного покупателя.