Сеть Фуршет закроет еще 12-13 магазинов
До конца года продовольственный ритейлер Фуршет планирует закрыть 12−13 магазинов. Об этом рассказал НВ Бизнес совладелец сети Игорь Баленко. Это примерно пятая часть от общего количества торговых точек сети. В конце марта Фуршет насчитывал 64 супермаркета в 15-ти регионах Украины, говорится в исследованиях компании GT Partners Ukraine. Сеть отказывается от наименее рентабельных магазинов и сконцентрируется на модернизации оставшихся, в каждый из которых может инвестировать около $500 000.
Пионеры ритейла
Фуршет — первая украинская сеть супермаркетов. Первый магазин сети открылся в декабре 1998 года в Киеве на Подоле и вскоре ритейлер стал одним из крупнейших в стране. В 2007 году Фуршет начал сотрудничать с Ашан, которому передали 20% доли в сети Фуршет, тогда как группа компаний Фуршет и лично совладелец сети Баленко получили в компании Ашан Украина Гипермаркет — 19% и 15% соответственно. Кооперация была выгодна французскому ритейлеру: именно Игорь Баленко помог Ашану открыть свой первый гипермаркет в 2008 году на столичной Петровке.
Спустя пять лет партнеры расстались. «Долю Ашана в Фуршете выкупил харьковский бизнесмен Алексей Чернышов», — рассказал НВ Бизнес инвестиционный банкир, пожелавший остаться неназванным. Получить комментарий Чернышова не удалось: бизнесмен не смог поговорить с НВ Бизнес, ссылаясь на свою занятость.
Тяжелый кредитный портфель
В последние годы Фуршет постепенно сокращал свою сеть, отмечает директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля. В конце 2016 года сеть насчитывала 81 магазин, в конце 2017-го — 75 супермаркетов, а в конце 2018 года — 66 магазинов. «Проблемы у ритейлера могли быть связаны с длительными переговорами с банками. Часть капитала была направлена на эти цели», — считает управляющий партнер Atlas Advisors Алексей Ращупкин.
С 2013 по 2016 годы Фуршет действительно сконцентрировался на переговорах со своими главными кредиторами — ПриватБанком, Кредитпромбанком, РайффайзенБанк Аваль, ОТП банком, УкрсибБанком и другими. Сторонам удалось достичь компромисса и снизить кредитный портфель на 78,8% — с $186,7 млн до $39,6 млн с учетом процентов. Пока сеть решала свои проблемы, часть покупателей ушла к конкурентам — АТБ и Сільпо (компания Fozzy Group). Неудачными оказались попытки Фуршета развивать бизнес в Молдове, а также открывать премиальные магазины ФуршетГурман.
Смена стратегии
Сейчас ритейлер намерен оптимизировать свой бизнес. «Мы закроем все магазины, которые расположены далеко от наших логистических центров. Затраты на логистику очень высокие и могут доходить до 10% от стоимости товара. В тоже же время наценка на некоторых продуктах составляет 5%. Зачем возить продукцию за 500−600 км в убыток», — говорит Игорь Баленко. По его словам, после завершения оптимизации сети ритейлер планирует приступить к модернизации магазинов. Сумма инвестиций в ремонт каждой торговой точки составит около $500 000. Он добавляет, что сеть планирует развиваться в Киеве, Киевской области и западной Украине.
Фуршет может следовать модели Billa, которая продала все магазины в регионах и сконцентрировалась на развитии в Киеве. Стратегия может оказаться актуальной и для Фуршета. «Если провести правильные изменения, то Фуршет сможет конкурировать с АТБ и Fozzy Group», — добавляет Алексей Ращупкин. Хороший пример, по его мнению, — сеть Мегамаркет, которая работает только в Киевском регионе и сохраняет финансовую устойчивость.