Валютная выручка аграрного экспорта Украины в марте-апреле 2020 г. резко снизится
По данным Госстат Украины и расчётам УкрАгроКонсалт, за 5 месяцев сезона 2019/20 (июль\\сентябрь 2019 г. – январь 2020 г.) выручка аграрного экспорта развивается по вполне позитивному сценарию.
К сожалению, официальные данные по экспорту зерна и масличных в марте 2020 г. будут опубликованы спустя 1-2 месяца – в мае. После получения этой статистики мы увидим подтверждение прогноза УкрАгроКонсалт по падению валютных поступлений вследствие коронавируса и дезорганизации мировой торговли и падения спроса.
Тем не менее, до серьезного развертывания кризисов, аграрный экспорт Украины (кукуруза+масличные культуры и продукты их переработки) продемонстрировал рост валютной выручки по сравнению с аналогичным периодом прошедшего сезона, но за счет роста физического экспорта на 4676,4 тыс. т (+27,0%) тогда как валютная выручка увеличилась на 1015,7 млн. долл. (+22,5%).
В целом, это признак снижения эффективности экспорта. Показатель эффективности экспорта рассчитывается, как соотношение темпов роста физических объемов экспорта к темпам роста валютной выручки.
Эффективность экспорта/валютной выручки (сент. 2019 г. – янв. 2020 г.) от экспорта зерновых (пшеница, ячмень, кукуруза) практически не изменилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого сезона, что было достигнуто за счет стабильной эффективности экспорта кукурузы. Эффективность экспорта пшеницы снизилась на 9.2 п.п., ячменя на 15.2 п.п.
В сент. 2019 г. – янв. 2020 г. в экспорте продуктов с добавленной стоимостью тенденции противоречивы.
Снижение эффективности экспорта/валютной выручки продемонстрировали:
- подсолнечный шрот;
- соевый шрот.
Цены на шроты подсолнечника и сои снижаются, на другие подобные товары цены и эффективность их экспорта растут:
- подсолнечного масла;
- соевого масла;
- рапсового масла;
- рапсового шрота.
По мнению УкрАгроКонсалт, эффективность экспорта аграрной продукции в сезоне 2019/20 (сент. 2019 г. – янв. 2020 г.) снизилась незначительно (на 4,5 п.п.). Эффективность могла бы снизиться еще больше, если бы не рост эффективности экспорта подсолнечного масла (+ 3,2 п.п.), соевого (+ 9,3 п.п.) и рапсового масел (+3.1 п.п.) как продуктов с добавленной стоимостью.