All Retail
Опубликовано

Увеличивает ли ношение маски риск кражи в магазине?

Фото:
https://павлоград.dp.ua

Кражи в магазинах снижаются, но надолго ли?

Воровство в магазинах - это вечная проблема ритейлеров.

- В краткосрочной перспективе ограничения, связанные с эпидемией короновируса, сократили масштабы этого явления. Однако, когда наступит неизбежный экономический кризис, ситуация может резко ухудшиться, - говорит эксперт Лукаш Гжесик, эксперт по предотвращению краж в магазинах.

Воровство в магазинах нечистых на руку покупателей является серьезной проблемой, с которой ритейлеры сталкиваются каждый день. В Польше за год предполагаемые потери в этом отношении могут превышать 1-1,5% доходов. Есть магазины, где потери значительно выше, в других - ситуация находится под контролем, но тогда и затраты на охрану вырастают в разы.

За последние годы польским ритейлерам не способствует также положение Кодекса о мелких правонарушениях, которые определяют порог между административным правонарушением и преступлением (от 250 до 500 злотых, т.е. 1/4 минимальной заработной платы), вызывая эффект кражи «с калькулятором в руках». Сообщество торговцев уже много лет требует улучшенной правовой защиты, но пока безрезультатно.

В настоящее время коронавирус влияет на изменение этой ситуации. По словам г-на Гжесика, в начальный период пандемии можно было наблюдать значительное уменьшение количества краж. Поскольку с середины марта некоторые торговые объекты были закрыты, а в остальных введены ограничения по количеству клиентов, которые одновременно могут находятся в торговом зале, пространство для традиционной кражи, естественно, сократилось.

В результате ограничений в торговле мониторинг трафика клиентов дополнительно способствует снижению числа краж, налагая на персонал магазина обязанность повышенного интереса к поведению клиентов. Так сказать усиленное взаимодействие между обслуживающим персоналом и клиентом сводит к минимуму попытки кражи.

- В качестве примера можно привести простую ситуацию. Покупатель заходит в магазин, происходит зрительный контакт – обслуга приветствует его, предлагая использовать защитные средства (антисептик, перчатки, маску и т.п.) или дождаться своей очереди. Происходит длительное визуальное взаимодействие, которое служит профилактической мерой - сотрудник службы охраны посылает клиенту сигнал «я запоминаю тебя и буду наблюдать за тобой». Это работает подобно проверке представителями правоохранительных органов удостоверения личности - лицо, у которого проверили документы, может отказаться от идеи совершения преступного действия. По этой причине ограничения, связанные с социальной изоляцией и ограничением свободы передвижения - наряду с возросшим присутствием полицейских патрулей и муниципальной охраны - могут также вызывать эффект «охлаждения», отталкивать воров от правонарушений, - объясняет Лукаш Гжесик и добавляет, что аналогично оказывает сдерживающее воздействие на преступников реальный риск заражения инфекцией.

По словам эксперта, обзор прессы и полицейских отчетов показывает, что кражи в магазинах в эпоху пандемии не представляют собой серьезную проблему для ритейлеров. Что не означает, что ситуация не изменится в ближайшем будущем. Неизбежное наступление экономического кризиса, вызванного эпидемией, для многих людей будет означать значительное сокращение или потерю дохода. Тогда к группе «профессиональных» воров могут присоединиться люди, совершающие преступления по причине отсутствия финансов.

- Нехватка средств для удовлетворения основных жизненных потребностей может повысить мотивацию для краж. Что еще хуже, это может способствовать созданию новой группы людей, совершающих их, которая до этого даже не рассматривала такую возможность. В магазинах существует риск внезапного роста числа краж с устойчивой тенденцией, ранее известной ритейлерам в осенне-зимний сезон, но в гораздо большем масштабе. В случае таких «новичков» мы также можем иметь дело с эффектом приободрения - люди, которые впервые воруют для удовлетворения основных потребностей, могут видеть в этой процедуре источник быстрой и легкой прибыли, - прогнозирует г-н Гжесик.

По его мнению, в группу повышенного риска в качестве подверженных краже товаров относятся прежде всего продукты питания и алкогольные напитки. Во-вторых, среди средств гигиены и лекарств - это ассортимент дрогери и лекарственные препараты.

- Еще одной проблемой для отрасли может стать рост других правонарушений. В дополнение к традиционным кражам в магазинах, более частыми также могут стать нападения на кассиров и кражи со взломом закрытых магазинов и складов. В этом случае наиболее уязвимыми являются магазины модной одежды, бытовой электроники и предметов роскоши, - продолжает эксперт.

Угрозой для торговли может быть не только нечистый на руку клиент. Склонность к краже также может проявиться и у сотрудников торговых объектов. Этому может способствовать, кроме финансового фактора, выборочный подход сети к проведению ревизий и отсутствие надлежащего контроля за персоналом.

Одним из главных факторов, способствующим масштабам кражи в магазинах, является потенциальная нехватка соответствующих служб. На полицию и муниципальную охрану теперь возложены многочисленные новые обязанности - проверка поддержания карантина, контроль за соблюдением правил изоляции и использования средств индивидуальной защиты в общественных местах, поддержка медицинских служб и т. д. Недаром польская полиция недавно (в шутку) обратилась к преступникам с призывом ограничения активности во время эпидемии. В этом контексте, если принимать во внимание все больше случаев выявления COVID-19 у людей в форме, когда даже целые полицейские участки подвергаются изоляции, следует учитывать значительное снижение способности соответствующих служб выполнять поставленные задачи и увеличение времени реагирования на происшествия. Это, в свою очередь, наверняка будет отмечено преступниками и может стать дополнительным фактором, способствующим совершению преступных действий.

Не следует забывать также о, казалось бы, тривиальной, но в контексте краж в магазинах, важной проблеме - обязательстве закрывать лицо маской. Для магазинных воров - особенно тех, кто использует самый наглый и примитивный метод «хватай товар и делай ноги» - возможность раствориться в анонимном сообществе людей в масках - отличный шанс повысить свою безнаказанность.

- В ближайшие недели решится, какой сценарий произойдет в торговле и насколько негативными будут его последствия. Все зависит от того, насколько глубоко коронакризис повлияет на финансовое состояние населения и социальные настроения. Если прогнозы о надвигающейся глубокой рецессии сбудутся, то безработица и масштабы бедности возрастут, социальные настроения ухудшатся, что в конечном итоге приведет к заметному росту краж в магазинах - я в этом не сомневаюсь, - резюмирует Лукаш Гжесик.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или