В 2020 году мировая торговля плодоовощной продукцией может снизиться более чем на 30%
- Фото:
- http://www.allgreatnutrition.com
Сегодня весь мир оказался в совершенно нетипичной ситуация, с которой еще не сталкивались ни настоящее, ни прошлое поколение. Несмотря на то, что многие надеялись, что в мае-июне ситуация с коронавирусом улучшится, пока справиться с пандемией не удается. И нынешняя ситуация с распространением эпидемии существенно повлияла на международную торговлю плодоовощной продукцией, считают в Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА). По прогнозам, снижение торговли овощами и фруктами в 2020 году превысит 30%. Такое мнение высказал экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Андрей Ярмак, в ходе Международной онлайн-конференции «Ягоды и covid19: влияние на цены, производство и торговлю».
«Распространение коронавируса спровоцировало существенное снижение цен на энергоносители, что в свою очередь существенно влияет на плодоовощную отрасль. Почему этот фактор настолько важен? Дело в том, что значительная часть потребления овощей и фруктов в дорогом сегменте происходит в тех странах, которые являются богатыми энергоресурсами. Соответственно такие страны много экспортируют, много зарабатывают и соответственно импортируют много продуктов питания. Поэтому снижение стоимости энергоносителей практически всегда негативно влияет на плодоовощной сегмент. Плодоовощеводство - это сегмент той продукции, которая не является продукцией первой необходимости и стоит достаточно дорого. И если мы видим снижение доходов населения во многих странах - это значит, что снижается и потребление некритической для людей продукции», - объясняет Андрей Ярмак.
Еще одним негативным фактором эксперт называет так называемый реверс глобализации.
«Сейчас все идеально отлаженные механизмы международной торговли оказались свернутыми, ведь в значительной степени многие страны начали защищаться, отказываясь от импорта и экспорта. При таких условиях может возникнуть ситуация, когда цены на отдельные виды продукции в одной стране могут существенно возрасти, а в другой стране эта продукция просто утилизируется», - отмечает Андрей Ярмак.
Кроме того, в Украине меняются каналы распределения продукции. Оптовые рынки, на которых реализовывалось около 90% свежих ягод, сейчас закрыты. С одной стороны потребители не могут купить продукцию, а с другой стороны, многие фермеры просто не в состоянии ее реализовать. Таким образом, в этом сезоне цены на некоторую продукцию могут оказаться катастрофически высокими на уровне потребителей и в то же время, катастрофически низкими на уровне производителей.
Стоит также отметить, что существенной проблемой для украинских экспортеров ягод может стать вопрос логистики. Если до начала сезона экспорт не будет восстановлен, отечественные производители будут иметь проблемы с реализацией своей продукции. В таком случае заморозчики получат огромное количество сырья, которое будут закупать у тех, кто ранее ориентировался на свежий рынок.
«Всемирная торговая организация (ВТО) оценивает перспективы снижения международной торговли в 2020 году на 30%. А в сегменте ягод, этот показатель может быть еще больше, поскольку это наиболее сложный для торговли сегмент. Поэтому, если этот факт перенести на бизнес каждой отдельной компании, то минус 30% в этом сезоне - можно считать прекрасно отработанным годом, с точки зрения бизнеса», - отмечает Андрей Ярмак.