Одежда, техника и косметика — что чаще всего покупают украинцы?
- Фото:
- golos.ua
10% украинских онлайн-покупателей живут в Киеве. Жители крупных городов чаще жителей других населенных пунктов покупают косметику, бытовую химию и медицинские препараты.
Самыми активными покупателями являются люди в возрасте 16-25, а самой распространенной мошеннической схемой назвали предоплату за товар с последующей недоставкой товара или доставкой товара ненадлежащего качества. Что и как покупают украинцы онлайн — в исследовании от CBR и OLX.
Что и почему чаще всего покупают украинцы?
В июле 2020 компания CBR провела опрос*, касающийся онлайн-торговли в Украине. По его результатам, около 80% населения Украины старше 16 лет пользуется интернетом. Из них примерно 36% покупают через интернет. 49% покупателей делали от 5 до 20 покупок онлайн за последний год, а 18% — более 20.
По данным CBR, топ-3 категории, которые украинцы чаще всего покупают онлайн — это одежда (47%), бытовая техника и электроника (46%), косметика и парфюмерия (37%).
Подобная статистика прослеживается и на ресурсе OLX. В топ самых популярных категорий по количеству заинтересованных в объявлениях на платформе с июля 2019 по июль 2020 вошли электроника, мода и стиль, детский мир.
Кстати, среди украинских маркетплейсов и досок объявлений OLX находится на первом месте как по уровню знания (94,3%), так и пользования (79,9%). В то же время наиболее популярным сайтом для осуществления онлайн-покупок на иностранных сайтах является aliexpress.com, а наиболее популярной социальной сетью — facebook.com.
Исследование CBR показывает, что по сравнению с предыдущим отчетным периодом возросло количество онлайн-покупателей одежды, обуви, бытовой химии, мебели и товаров для дома, готовых блюд и продуктов питания, автотоваров, строительных материалов и товаров для животных. Аналогичные предпочтения и у покупателей на OLX — например, в январе-июне 2020 по сравнению с предыдущим полугодием значительно возросло количество заинтересованных в покупке бытовой химии (387%).
Мотивация приобрести тот или иной товар в интернете обычно разная. Например, покупатели планшетов и ноутбуков предпочитают покупать онлайн из-за более низкой цены по сравнению с обычным магазином. Покупателям товаров для детей, готовых блюд, косметики и бытовой химии важна экономия времени. Возможность заказать онлайн, а забрать в физическом магазине имеет значение для тех, кто покупает планшеты и медицинские препараты.
Портрет украинского онлайн-покупателя
Исследование показало, что украинские онлайн-покупатели по регионам распределились следующим образом:
● Запад — 24%;
● Центр — 24%;
● Юг — 16%;
● Восток — 13%;
● Север — 12%;
● Киев — 10%.
Интересен тот факт, что согласно исследованию CBR, жители крупных городов чаще по сравнению с жителями меньших по размеру населенных пунктов, покупают в интернете косметику, бытовую химию, медицинские препараты, готовые блюда, продукты питания или товары для животных.
Среди онлайн-покупателей больше представителей возрастной группы 26-45 лет, но при этом самой активной является молодежь в возрасте 16-25.
Интересно, что есть определенные зависимости между покупками в различных социально-демографических группах:
● Мужчины чаще чем женщины покупают цифровую технику (смартфоны, планшеты, компьютерную технику и аксессуары) и автотовары. Женщины — одежду, обувь, косметику/парфюмерию, товары для детей, аксессуары и подарки, книги в печатном виде.
● До 25 лет более склонны покупать одежду, косметику и парфюмерию, аксессуары и подарки, книги (печатные и электронные), продукты питания, мягкие контактные линзы, а также заказывать доставку готовых блюд. Возрастная группа 26-35 лет — товары для детей, средства для ухода за грудными детьми и товары для беременных. Покупатели 36-45 лет — крупную бытовую технику, автотовары, спортивную одежду, 46 лет и старше чаще покупают медицинские препараты.
● Часть населения с доходом 15-25 тыс. грн в месяц на семью больше склонна покупать онлайн смартфоны, запчасти и оптику для авто. А люди с доходом более 25 тыс. грн в месяц на семью покупают товары практически во всех категориях.
Как происходят покупки?
Статистика CBR показывает, что при осуществлении онлайн-покупки покупатели оформляют ее в ~58% случаев на смартфоне, а в ~47% случаев — на ноутбуке. Среди тех, кто осуществлял интернет-покупки на смартфоне/планшете, около 51% делали это через специально установленное приложение. Распределение аудитории OLX происходит похожим образом: в среднем в месяц около 40% пользуются мобильной версией сайта, 37% — десктопной, а еще 23% — приложением для смартфона.
Чаще всего в интернете покупатели сталкиваются с мошенническими схемами, связанными с осуществлением предоплаты: более 61% опрошенных рассказали, что им не доставляли товар после осуществления его оплаты наперед. При этом для решения проблемы только 17% обращались в Киберполицию.
Результаты июньского опроса OLX показали — более 40% украинцев все равно готовы отправлять денежные средства продавцу до получения товара. Но при этом больше доверия опрошенные проявляли к таким методам оплаты:
● Наложенный платеж — 63%.
● Электронные платежные системы, подключенные к онлайн-платформам — 50%.
● Перевод средств на карту продавца после получения товара — 39%.
Как покупатели получают онлайн-покупки и на что больше всего тратят?
Согласно данным опроса CBR, наиболее популярный способ получения покупок — доставка в офис курьерской службой (35%). 18% воспользовались курьерской службой магазина, 10% посетили для этого пункт выдачи интернет-магазина, 5% воспользовались независимой курьерской службой, и 4% — почтоматом/терминалом самообслуживания.
Тенденцию чаще получать товар в офисе курьерской службы подтверждают и пользователи OLX. За последний год услугой OLX Доставка, когда покупатели получали товар в отделении Нова пошта, воспользовались более 2 млн раз.
Средний чек в различных категориях:
*Исследование CBR проводилось в июле 2020 года. Было проведено 1 019 онлайн-интервью с интернет-пользователями в возрасте 16 лет и старше. Выборка репрезентативна по полу, возрасту, региону, размеру населенного пункта, частоте пользования Интернетом. Данное исследование до 2019 года включительно проводилось компанией GfK Ukraine, а с 2020 года — продолжается компанией CBR.