All Retail
Опубликовано

Большие успехи малого формата: как магазины у дома теснят на рынке сетевые супермаркеты

Теги:
FMCG
развитие ритейла
Фото:
rau.ua

Число мини-магазинов в Украине всего за год увеличилась на треть — они уже бросили вызов супермаркетам, отвоевывая у них клиентов.

Как пишет журнал НВ, роль мини-магазинов формата «у дома» серьезно усилилась вместе с приходом в страну эпидемии коронавируса и нежеланием украинцев появляться в общественных местах. Покупатели все чаще отправляются за продуктами не в ТРЦ и гипермаркеты, а в торговые точки, расположенные ближе к их жилищам. RAU предлагает ознакомиться с основными тезисами этого материала.

Общая картина

Даже в коронакризисном 2020‑м розничная торговля выросла на 10,7%, перевалив через отметку в 1,2 трлн грн. Примерно пятая часть розничного оборота приходится на столицу. Хороший выторг заметен также в Днепропетровской, Киевской, Харьковской, Одесской и Львовской областях. А по количеству появившихся новых магазинов 2020‑й стал рекордным: открылось 912 объектов, тогда как в 2019‑м — 697. И больше половины из них пришлось на мини-маркеты, площадь которых не превышает 200 кв. м. Сама по себе прибавка сегмента таких магазинчиков составила 30%.

По статистике Euromonitor International, в Украине оборот магазинов у дома вырос в прошлом году на 14% — до 37,3 млрд грн. У супермаркетов аналогичный показатель тоже продемонстрировал положительную — на те же 14% — динамику: с 297 до 340 млрд грн.

Спрос на малые форматы

По словам Виктор Павлова, основателя сети магазинов UA Made и онлайн-маркетплейса локальных продуктов Foody, много помещений малого формата — примерно на 60−120 кв. м — активно разбирают под магазины у дома в оживленных местах Киева, в том числе и на первых этажах больших жилых комплексов.

Этот рынок не такой высококонкурентный, как в сегменте гипер- и супермаркетов. Чем успешно пользуется сеть КОЛО, первый магазин которой появился в мае 2017 года, а теперь открыто уже 234 торговые точки в Киеве и столичных пригородах, а также в Одессе. Только в прошлом году открылись 117 точек.

Средняя площадь таких магазинов — около 70 кв. м. В них сохранен принцип самообслуживания, который используют супермаркеты, — прилавков нет, а покупатель сам может взять с полки нужный товар. Во всех точках клиентам предлагают кофе и выпечку. Здесь скромный ассортимент: примерно 1500−2500 SKU, против 5000−7000 SKU в супермаркете. Цены как правило, немного выше, чем в гипермаркетах. Но покупатели мирятся с этим, если нет времени на основательную закупку провизии в больших торговых центрах.

Сергей Войцеховский, сооснователь сети магазинов у дома КОЛО и член совета директоров управляющей компании BGV Group Management, в качестве ориентира называет сеть Żabka, у которой на данный момент примерно 7000 магазинов в Польше — на сопоставимом с Украиной по количеству населения рынке.

Кто делит рынок

В схожем формате (помещения 90-200 кв. м) работает сеть маркетов ЛотОК, которая действует с 2011 года и насчитывает 104 объекта. Андрей Минеев, CEO ЛотОК отмечает, что взрывной прирост популярности подобных торговых точек начался три года назад и продолжается до сих пор. Сетевые мини-магазины, пользуясь своей большей эффективностью и системностью бизнеса, вытесняют своих прямых конкурентов — киоски и мелкие частные магазинчики.

Директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля называет и других операторов, которые запускали мелкоформатные магазины, — Делви, VolWest Retail, Бадьорий, Близенько. По его словам, растущая интенсивность рабочего дня, дефицит свободного времени, сокращение числа больших семей, для которых были бы оправданны масштабные закупки продуктов и, наконец, дефицит качественных площадок для больших магазинов побуждают ритейлеров переориентироваться на компактный формат.

Оборот розничной торговли в сегменте гипермаркетов в Восточной Европе, по данным Euromonitor International, сократился за прошлый год почти на 3% — до $60,86 млрд. Украина движется по тому же пути. Украинцы вместо поездок в крупные торговые центры все более склонны экономить время и покупать все необходимое в мини-магазине.

Цена вопроса

Как поясняет Андрей Жук, глава правления Ассоциации ритейлеров Украины, запускать такие торговые точки проще — затраты невелики: открытие магазинчика может обойтись в среднем в $100 000. И это с учетом аренды, ремонта, торгового оборудования и закупки товаров.

В сети ЛотОК рассказали, что запуск одного объекта обходится в 2-4 млн грн в зависимости от наполнения полок. Окупиться такой объект, по словам Андрея Минеева, может за два-три года.

Перспективность развития формата магазинов у дома отметили также в крупных торговых сетях. В прошлом году Novus принялся открывать небольшие магазины под брендом Мі Маркет. Летом пилотный проект компактных маркетов запустил Varus. Ашан в Украине год назад запустил формат Ашан Pick Up Point — уже открыты три таких магазинчика — с целью привлечь новых клиентов и расширить узнаваемость бренда.

Согласно прогнозам Андрея Жука, в ближайшие два-три года будет наблюдаться всплеск открытий в данной перспективной нише, прежде всего во Львове, Харькове, Днепре, Одессе.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или