All Retail
Опубликовано

Почему доля супермаркетов в продаже картофеля в Украине - меньше 5%

Теги:
картофель
Фото:
agropolit.com

95% картофеля в Украине покупают за пределами сетевой розницы.

По данным аналитиков EastFruit, всего лишь около 5% картофеля, который потребляют жители Украины, продавался в 2019 году предприятиями розничной торговли, из которых лишь чуть более половины приходится на продажи в сетевой рознице, т.е. сетях супермаркетов страны. Остальной картофель продаётся на рынках и в стихийных точках реализации, а также производится самими потребителями или их родственниками и не проходит фазу товарно-денежного обмена. Для сравнения, сетевая розница продаёт до половины всех потребляемых в Украине бананов.

Такие данные из первого фундаментального исследования розничной торговли свежей плодоовощной продукцией озвучил Фёдор Рыбалко, международный консультант Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

"Картофель является лидером объёмов продаж в натуральном выражении, но по выручке картина другая, там картофель не попал даже в ТОП-5 продуктов, несмотря на высокий уровень цен на него, а банан, наоборот, занял первое место по выручке от продаж«, — говорит Фёдор Рыбалко.

В чём же причина того, что потребители предпочитают покупать картофель в некомфортных условиях стихийной торговли, а не в сетях супермаркетов страны?

Андрий Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), считает, что виноваты в этом, прежде всего, сами сети супермаркетов. «Очевидно руководство сетей супермаркетов, которое не опускается до вопросов торговли таким базовым продуктом как картофель, просто не осознает, что именно картофель приводят к недополучению миллиардов гривен выручки. Потребитель, видя нечто грязное и низкокачественное на полке вместо картофеля, вынужден идти на рынок в поисках качественного товара. Мы многократно проверяли это — цены на картофель на организованных и стихийных рынках Украины всегда значительно выше, чем в супермаркетах, поэтому потребителей, даже в столь небогатой стране, как Украина, отпугивает не цена, а качество картофеля в сетях супермаркетов. Они готовы идти на рынок, тратить своё время и платить больше за более качественный, чистый и калиброванный картофель!» — говорит эксперт ФАО.

"Очевидно, что именно супермаркеты могут и должны сделать первый важный шаг — принципиально не допускать на полки некачественный и грязный картофель. Я уверен, что они не только не снизят продажи картофеля, но и смогут его нарастить. Более того, у них повысится средний чек в целом по сети, потому что покупатели перестанут уходить на базары за качественным картофелем. А картофелеводы будут просто вынуждены улучшать его качество, ведь основная часть проблем качества картофеля формируется в поле во время выращивания, и даже до этого — из-за низкого качества семенного картофеля«, — говорит Андрий Ярмак.

Часто приходится слышать слова украинских фермеров о том, что выращивать картофель «экспортного» качества слишком дорого и сложно. Однако платят они за это многомиллиардными потерями в сезоны перепроизводства, например в текущем сезоне 2021/22 годов. Ведь украинский картофель не может экспортироваться практически никуда именно потому, что не соответствует минимальным стандартам качества.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или