АТБ и Fozzy Group контролируют более половины всех продаж овощей и фруктов в сетевой рознице Украины
- Фото:
- glavred.info
Консолидация сетевого плодоовощного ритейла в Украине продолжается, хотя на его долю и приходится всего лишь около 40% всех розничных продаж свежих овощей и фруктов в стране.
Эти данные из первого фундаментального исследования розничной торговли свежей плодоовощной продукцией, проведенного командой консультантов регионального проекта развития плодоовощной торговли Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) были озвучены ходе Первого международного Ритейл Форума в рамках #FTrade Club 2021 в начале декабря 2021 года.
Федор Рыбалко, эксперт плодоовощного рынка и международный консультант ФАО, который принимал участие в подготовке исследования, во время своей презентации на мероприятии отметил, что ТОП-20 торговых сетей Украины совокупно продают 62% свежих овощей и фруктов в организованной рознице. «Если же отбросить небольшие несетевые магазины и взять только сетевую розницу, будем называть её также „супермаркетами“, то в этом случае доля ТОП-20 сетей составит, по нашим расчётам, 86%. Совокупная же доля двух крупнейших сетей — АТБ и Фоззи — в 2019 году уже достигала 52%. Таким образом, два игрока обеспечивают около половины продаж свежих овощей и фруктов среди супермаркетов, и их доля в продажах в 2020 и 2021 годах продолжала расти», — приводит данные из исследования Федор Рыбалко.
Если же говорить о доле свежих овощей и фруктов в обороте супермаркетов, то в среднем, анализируя ТОП-20 торговых сетей Украины, по итогам 2019 года она составила лишь 6,5%.
При этом Федор Рыбалко отмечает, что крупные торговые сети, осуществляющие централизованные закупки, осуществляют и прямой импорт. Если сеть инвестирует в опытных квалифицированных менеджеров, персонал и логистику, то удельный вес продаж свежих овощей и фруктов в таких сетях может достигать значительно большего удельного веса в обороте. По его словам, в развитых странах ЕС этот показатель достигает 12%, а в отдельных сетях премиум-сегмента даже до 15%. Соответственно, это говорит о том, что существует, как минимум, двукратный потенциал для роста данной категории в украинских супермаркетах.
"Для того, чтобы это [рост удельного веса овощей и фруктах в продажах сети — ред.] случилось, необходимо расширение площади плодоовощных отделов, более профессиональная работа с ассортиментом и усиление закупочной силы сетей. Кроме того, немаловажным фактором является и то, что розничные сети в будущем будут лишь усиливать давление на поставщиков. К этому поставщикам нужно быть готовыми. Сегодня в Украине поставщики получают в среднем 65-75% от конечной рыночной цены продукции, а в развитых странах эта цифра составляет максимум 30%", — поясняет Федор Рыбалко.