All Retail
Опубликовано

Какие товары чаще всего онлайн заказывают украинцы во время войны: инфографика Zakaz.ua

Аналитики сервиса доставки продуктов Zakaz.ua исследовали, на какие продукты и категории товаров вырос спрос во время войны среди украинских онлайн-покупателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выяснилось, что украинцы экономят деньги, покупают акционные товары и запасаются бакалейными продуктами и питьевой водой.

Динамика изменений по товарным категориям

Во время войны в Украине среди онлайн-покупателей сервиса Zakaz.ua существенно вырос спрос на бакалейные товары: крупы, макароны, муку, сахар, соль, подсолнечное масло, консервы, чай и кофе. С марта по май 2022 года доля заказов среди всех категорий на эту группу товаров составляет 20,8%, тогда как за аналогичный период в 2021 году была 17,8%. Такая тенденция не удивительна, ведь многие украинцы в кризисные времена запасаются питательными и необходимыми продуктами длительного хранения. Кроме этого, стоит заметить, что заметно вырос спрос на категорию акционных товаров — на 4,5%. В весенний период в прошлом году эта категория имела показатель спроса 0,2%, тогда как сейчас выросла до 4,7%. Такие изменения связываем с падением уровня доходов населения из-за войны войны. Украинцы экономят деньги, поэтому стали чаще покупать товары со скидками.

Инфографика Zakaz.ua: на какие товары вырос спрос во время войны, сравнительная динамика за март-май 2021 и март-май 2022

Также отметим рост спроса на следующие группы товаров: рыба и морепродукты — на 3,5%, товары для животных — на 3%, вода и напитки — на 2,2%, сладости, снеки и кондитерские изделия — на 1,2%, товары для детей — на 0,4%.

В то же время во время войны больше упал спрос на овощи и фрукты. Отметим, что за прошедшие годы в корзине покупателей наоборот чаще преобладали товары категории «фреш». Динамика спроса на эти товары постоянно росла и в 2021 составила 17,4%. Исходя из продаж в прошлом году, в данном сегменте первое место уверенно занимали бананы, на втором — картофель, на третьем — томаты, на четвертом — огурцы и на пятом — яблоки. Также популярность активно набирало авокадо, покупавшее более 14% пользователей сервиса. Однако во время войны спрос на овощи и фрукты очень сократился — на 8,2% и составляет теперь всего 9,7% продаж всех товаров.

«Падение спроса на овощи и фрукты спровоцировано значительным ростом цен на продукты этой категории. Известно ведь, что большой процент этих товаров на полочки отечественных магазинов попадал именно от зарубежных поставщиков. В условиях закрытого неба и заблокированных портов из-за войны поступать импорт может только фурами из ЕС, а не морским транспортом. Поэтому из-за сложностей с логистикой цены на эти продукты существенно подскочили», — комментирует Евгений Нетреба, коммерческий директор компании.

Также упал спрос на следующие категории товаров: молочная продукция, яйца и творог — на 3,1%; мясо и колбасные изделия — на 2,6%; канцелярия, товары для дома, кулинария — на 5,6%, замороженные продукты — на 0,2%; средства личной гигиены и бытовая химия — на 0,9%; алкоголь и табачная продукция — на 1%.

Отметим, что временное падение продаж на алкогольную продукцию было спровоцировано ограничением продаж алкоголя украинским правительством. В то же время, во время войны очень подскочил спрос на табачную продукцию. Поэтому, учитывая эти факторы, общий спрос на данную категорию упал на незначительный показатель.

Популярные товары в чеке

Если говорить о наполнении потребительской корзины во время военного положения в Украине, она не существенно отличается от мирного времени. По данным сервиса доставки продуктов Zakaz.ua, в 2021 году в украинских супермаркетах чаще всего заказывали домой хлеб, воду, молоко, сок, куриное мясо, яйца, картофель и бананы. Эти товары встречались более чем в 50% корзин онлайн-покупателей сервиса. Во время военного состояния почти все эти позиции, кроме картофеля и сока, сохранились и часто встречаются в чеке покупателей. Однако дополнительно появились следующие товары: гречка, сметана, масло, сахар, соль и макаронные изделия. Следует отметить, что ажиотаж на соль носит временный характер и был спровоцирован в данном периоде на фоне новости о прекращении работы предприятия «Артемсоль». В конце мая от клиентов были зафиксированы заказы от незначительных 5-ти пачек соли до веса более полутора тонн. Товар быстро был распродан и сметен со всех полок супермаркетов в течение недели. Однако соль от дорогих производителей осталась в ассортименте.

Инфографика Zakaz.ua: ТОП популярных товаров в корзине онлайн-покупателей, март-май 2022

Через какие каналы заказывают

Для удобства клиентов Zakaz.ua, в январе 2020 было создано мобильное приложение сразу на двух платформах: iOS и Android. Ранее пользователи сервиса могли делать заказы только через вебсайт. В настоящее время приложение пользуется значительным спросом и количество новых пользователей ежедневно растет. К примеру, в 2020 году 76,7% из всех клиентов заказывали через сайт сервиса, а мобильное приложение использовали 23,3% клиентов. В 2021 году ситуация изменилась в пользу программы, где доля в пользу приложения заказов повысилась до 46%. С началом полномасштабной войны тренд на использование мобильного приложения существенно вырос и стабильно превышает показатель более чем на 50%. В феврале 2022 года через мобильное приложение было зафиксировано 51,6% заказов от клиентов, в марте показатель достиг пика — 58,7%. Стоит отметить, что количество заказов от пользователей приложением IOS преобладает над количеством заказов от пользователей Android.

Инфографика Zakaz.ua: заказ во время военного положения

Если говорить о том, в каких городах Украины чаще всего заказывают продукты онлайн, несомненно, в тройке лидеров находятся самые крупные города-миллионники: Киев, Львов и Днепр.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или