All Retail
Опубликовано

Бизнесмены Украины опасаются роста цен и обвала гривны

Теги:
инфляция
бизнес
Фото:
Экономическая правда

Предпринимателей пугает рост инфляции и курса гривны по отношению к доллару, однако они верят, что темпы падения производства замедлятся.

В деловых кругах, согласно данным ежеквартального опроса НБУ, ожидают ускорения инфляции, проседания гривны и готовятся к сокращению работников. Однако есть и положительные моменты: большинство верит в то, что сможет сохранить свое финансово-экономическое положение и в то, что темпы падения производства снизятся.

Повышение инфляции и обвал гривны

Украинский бизнес ожидает в ближайшие 12 месяцев дальнейшего ускорения инфляции. Руководители украинских предприятий ожидают роста потребительских цен в течение года на уровне 25,2%. К таким выводам пришли в НБУ в отчете «Деловые ожидания предприятий Украины за третий квартал 2022 г.» Для сравнения: в первом квартале инфляция ожидалась на уровне 8,7%, во втором квартале — 21,7%.

Резко ухудшился прогноз и относительно прочности национальной валюты. Если во втором квартале прогнозировали курс доллара на уровне 36,06 гривны, то теперь предприниматели прогнозируют резкий обвал гривны и курс доллара по 41,93.

Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра, объясняет ожидания бизнеса войной.

"Сейчас идет война в Украине, поэтому в том, что у бизнеса пессимистические настроения нет ничего удивительного. Ведь боевые действия на территории страны наделали много проблем, которые, к сожалению, сложно решить. Поэтому действительно бизнес ожидает инфляция, рост курса гривны к доллару и другие проблемы", — говорит он.

По его словам, бизнес, наверное, прав. Скорее всего, в следующем году война не закончится и Украину ждет очень большая инфляция и девальвация. Сейчас бизнес просто пытается выжить, о доходах и не думает, будет победа, тогда и следует ожидать по-настоящему положительный прогноз.

По мнению Максима Орыщака, аналитика компании «Центр биржевых технологий» (ЦБТ), весь мир переживает инфляцию, поэтому не удивительно, что украинские бизнесмены поступают так же. Ситуацию в Украине по сравнению с мировой ухудшает война.

По мнению эксперта, поведенческая модель населения Украины несколько меняется как из-за войны, так и из-за удорожания товаров. Все страдают от высоких цен, в связи с чем экономят на базовых потребностях, больших покупках, новой одежде. Чем меньше потребляет население, тем бизнес меньше товаров будет завозить в страну. Соответственно, для сохранения нормы прибыли бизнесмены вынуждены повышать цены, чтобы компенсировать проседание доходности.

Война послужила причиной закрытия сотни магазинов во многих регионах — закрываются крупные и мелкие торговые точки. Это все потери бизнеса, а содержать сотрудников, при этом все еще нужно. Поэтому, даже сохраняя заработные платы на том уровне, на котором они сейчас, представители бизнеса все равно будут повышать цены, чтобы сохранить свое дело.

Закупка товаров из-за подорожания доллара в Украине, при этом не является причиной роста цен, поскольку по статистике население все больше обращает внимание на отечественную продукцию и пытается покупать самую дешевую продукцию. Дорогие импортные товары просто не пользуются спросом в Украине.

В то же время эксперт, в отличие от бизнесменов, не ожидает обвала гривны.

"Для падения гривны требуется спрос на доллары. А если многие украинцы и дальше будут терять работу, то покупать иностранную валюту им будет не на что. Валютные запасы также помогут удержать курс. Так что предложение валюты на рынке будет достаточным. Падение экономики Украины как фактор давления на гривну не стоит рассматривать, поскольку нас продолжают финансировать и кредитовать западные страны, которые сочувствуют украинцам из-за войны", — говорит М. Орыщак.

Сокращение работников и снижение темпов падения

Около трети бизнесменов готовятся к сокращению на своих предприятиях. М. Орыщак считает такие опасения бизнесменов не безосновательными.

По его мнению, предприниматели готовятся к увольнению работников из-за того, что вынуждены продолжить сокращение количества работающих точек. Логистические трудности оказывают негативное влияние на желание бизнеса доставлять разнообразную продукцию на регулярной основе. Скорее всего, сфокусируются на базовых продуктах питания и будут пополнять розничные точки в конкретные дни, как это делают в отдаленных от крупных городов селах нашей страны. Соответственно, некоторые сотрудники будут уволены, потому что работы для них не будет.

Кроме того, предприниматели не рассчитывают, что в ближайшие 12 месяцев им удастся увеличить объемы производства или хотя бы остановить их падение.

М. Орыщак говорит, что текущая оценка показывает адекватность и реалистичность планирования наших бизнесменов. С начала войны более 30% населения потеряли работу и тенденция потери рабочих мест сохранится. Спрос на все в стране будет падать.

Но есть и положительные моменты: в деловых кругах ожидается замедление темпов падения производства. Если во втором квартале они прогнозировали сокращение объемов производства на 48,7%, то в третьем дали более мягкий прогноз: производство, по их мнению, сократится на 37,9%. В таких условиях ожидается и сокращение объемов реализации продукции. Правда, и здесь ожидания стали немного оптимистичнее: 31,7% в третьем квартале против 43% во втором.

В целом несмотря на все проблемы бизнесмены рассчитывают, что им удастся сохранить свое финансово-экономическое положение.

М. Орыщак считает, что такое мнение основывается на том, что частично производство уже сокращается, и предприниматели понимают, что пока идет война так будет и дальше. Однако ожидания стали более оптимистичными из-за того, что предприниматели надеются посредством повышения цен и увольнения сотрудников стабилизировать норму прибыли. Оптимистические прогнозы по темпам сокращения объемов реализации продукции эксперт связывает с тем, что бизнес будет фокусироваться на тех продуктах и промышленных товарах, которые покупают люди, а не на разнообразии.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или