All Retail
Опубликовано

Медиа-аналитика: как украинские интернет-магазины техники пережили зиму

С октября 22-го в Украине начались массированные ракетные обстрелы энергетики и отключение света. Команда LOOQME решила исследовать, какой была медиаактивность крупнейших украинских e-commerce игроков, учитывая эти условия.

Для сравнения взяли наиболее посещаемые интернет-магазины техники и электроники согласно рейтингу Retailers.ua: Rozetka, ALLO, Comfy, Moyo, Foxtrot, Citrus, Stylus, Eldorado, Elmir, Jabko. Аналитика охватывает период с 11 октября 2022 по 2 марта 2023 года.

Общий охват

За период с 11 октября по 2 марта публикации рынка e-commerce с привязкой к теме отключений света и обстрелов критической инфраструктуры, охватили почти тысячу публикаций и получили чуть более трех миллионов потенциального охвата. Лидерами по числу публикаций стали магазины: ALLO, Rozetka и Foxtrot. Далее следуют: MOYO, Eldorado, Citrus и другие. За потенциальным охватом MOYO и Stylus опережают Rozetka и Foxtrot. В основном из-за большей частоты публикаций на своих сайтах.

Относительно пиковых периодов публикаций можно увидеть, что они росли именно после массированных волн ракетных ударов: 1, 11, 18 ноября, период с 30 ноября по 2 декабря и 19 декабря.

Так, 1 ноября после первых волн российских обстрелов ALLO провели исследование и выявили рост спроса на генераторы и павербанки в сентябре-октябре 2022 года.

11 ноября, через месяц после активных еженедельных обстрелов, ЛУН Місто запустили интерактивную карту заведений с автономным питанием. С ее помощью можно проверить, какие заведения открыты, а также добавить информацию о работе кафе, магазина или сервиса. Ровно через неделю после, 18 ноября, пережив очередную масштабную атаку, ЛУН повторно опубликовали карту.

Еще одним насыщенным периодом стали дни после Черной пятницы — в медиа суммировали спрос на товары. Он продлился с 30 ноября по 2 декабря. Больше всего покупали генераторы, зарядные станции и павербанки.

19 декабря тоже стало одним из пиковых моментов. ALLO объявили, что превращают магазины в «Пункти незламності». Компания установила генераторы в 45 своих магазинах в точках выдачи по Украине.

В географических данных чаще всего фигурирует Киев, меньше Киевская, Харьковская и Днепропетровская области.

О чем писали

Среди тематики упоминаний можно выделить три основные темы:

— 71,3% продаж и реклама товаров.

— 14,5% "Пункти незламності«.

— 11,4% подстройка рабочих процессов к отключениям.

На тему «Продажи и реклама товаров» наибольшая часть публикаций в Stylus, Elmir и Jabko.ua — по 100%. То есть, эти магазины имели публикации только в этой теме. Далее следует Citrus с 84,3%. ALLO стал лидером по количеству публикаций — их 268. Среди их топ-новостей: самые популярные товары месяца, рост спроса на генераторы, как выбрать нужный и т.д. Интересно, что хотя Rozetka и не имеет в этой тематике большой доли упоминаний, и ее новость об изменении покупательских привычек украинцев в течение года войны также вышла в топ.

В Foxtrot, Rozetka и MOYO половина всех публикаций на тему изменений, адаптации и настройки работы в условиях отключений. Наибольшая доля у Foxtrot — 50,8%. У Rozetka — 48,5%, MOYO — 46%.

Foxtrot еще после первых массированных обстрелов начал работать над энергонезависимостью своих точек выдачи. Мощные зарядные станции, генераторы (собственные или ТРЦ), лампы, фонари, системы спутникового интернета — все, что позволяло продолжать оказывать услуги клиентам. То же самое еще в ноябре сделала Rozetka. Даже при перебоях с электроснабжением можно было получить заказ, приобрести и оплатить необходимый товар картой или наличными.

ALLO также переформатировали около 30 собственных точек. Кроме того, с начала полномасштабного вторжения они открыли четыре новых магазина и еще десять обновили.

Более того, бизнесы подстроились не только под новые реалии работы, но и под новые потребности клиента. Их магазины часто становились местами, где в любой момент можно было подзарядить гаджеты и поработать с доступом к wi-fi. Положительную роль здесь сыграла и вышеупомянутая интерактивная карта от города ЛУН.

Большая часть физических магазинов превратилась в полноценные «Пункти незламності». Пик публикаций об этом выпадает на 19 декабря, когда ALLO выпустили релиз об установке генераторов в своих магазинах. Но в общей сложности наибольшую долю, а именно 40%, в этой тематике занимает Rozetka. Среди ее топ-новостей история о киевлянке, пришедшей в магазин накрутить котлет; анонс совместной с Visa инициативы по восстановлению жилья; а также — списки актуальных адресов, где можно зарядить телефон.

Облака слов

Чаще всего использовались такие общеупотребительные слова, как: «покупка», «ТРЦ», «город», «область», «новый», «система», «торговый» и т.д. Но более новые для медиаполя рынка слова, как «электрогенератор» и «электростанция» хотя и имели менее частое использование, быстро росли по своей употребляемости.

Также видим, что информационный поток и тренды задавали пять магазинов: ALLO, MOYO, Stylus, Rozetka и Foxtrot.

Украинские интернет-магазины техники и электроники смогли приспособиться к новым реалиям блекаутов. В течение осени-зимы 2022-2023 они успешно перенастроили свою работу к отключениям, а товары — к потребностям и запросам клиентов.

Важно также отметить, что владельцы оффлайн-магазинов взяли на себя еще и социальную роль и обустроили Пункти незламності.

Зима позади, благодаря ВСУ и энергетикам мы все выстояли, а интернет-магазины сумели показать свою гибкость и силу.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или