Сеть «Сільпо» рассматривает возможность открывать супермаркеты в Польше. Способна ли она бороться с Biedronka или Lidl?
По информации новостных порталов Allretail.ua и Wiadomoscihandlowe.pl, вице-лидер украинского рынка продовольственного ритейла Fozzy Group ищет возможности для развития своей сети супермаркетов «Сільпо» в Польше. Компания ищет локации, где могла бы открыть свои первые магазины в Польше.
Сеть «Сільпо» известна (в том числе и за пределами Украины) в первую очередь благодаря своим необычным, «тематическим» магазинам. В частности, ритейлер уже создал продуктовые супермаркеты в стиле театра теней, стимпанка, космоса или цирка; также функционируют магазины с лейтмотивами, посвященными Николе Тесле, Маленькому принцу или игре STALKER.
Уникальная концепция магазина, а также сильные рыночные и финансовые позиции, мотивируют оператора искать инвестиционные возможности и партнерства на внешних рынках. Согласно неофициальным данным порталов Wiadomoscihandlowe.pl и Allretail.ua, у Fozzy Group интересуются рынками Центральной и Южной Европы. Одной из очевидных целей экспансии является Польша — не только из-за ее географической и культурной близости, но и из-за огромного количества проживающих в этой стране украинцев. Речь идет не только о военных беженцах, но и об украинцах, приехавших в Польшу на заработки еще до полномасштабной российской агрессии февраля 2022 года.
По неофициальной информации польского портала Wiadomoscihandlowe.pl, «Сільпо» также ведет подобные переговоры в других странах и в компании еще не приняли окончательного решения относительно направления международной экспансии. Польша, по мнению информаторов, выглядит логическим направлением развития оператора. В неофициальных разговорах журналистов с представителями украинского ритейла также фигурируют, в частности, Словакия, Чехия, Румыния или Болгария. Так или иначе, регионы, где наконец-то откроются магазины «Сільпо», будут зависеть от того, где компания найдет выгодные локации для инвестиций.
По информации wiadomoscihandlowe.pl, в Польше существует дефицит качественных площадей, которые удовлетворили бы руководство украинской группы. Поэтому компанией рассматриваются не только помещения для аренды (в торговых центрах и ритейл-парках или в отдельно стоящих зданиях), но и приобретение действующих сетей в соответствующем формате или выкуп отдельных помещений у сетей гипер- и супермаркетов, работающих на польском рынке.
Портал Wiadomoscihandlowe.pl задал Fozzy Group ряд вопросов, связанных с потенциальным дебютом «Сільпо» в Польше. Журналисты хотели узнать, сколько магазинов оператор планирует открыть в Польше, когда и в каких местах откроются первые торговые точки, чем торговые точки будут отличаться от работающих в Украине. Несмотря на то, что четких ответов на эти вопросы не было получено, однако «Сільпо» подтвердило свою заинтересованность в польском рынке и сотрудничестве с местными компаниями.
"В последние месяцы торговая сеть «Сільпо» начала исследовать рынок розничной торговли Польши. До полномасштабного российского вторжения мы изучали лучшие практики розничной торговли FMCG товарами в США, Великобритании, Китае, Испании, Франции и других странах ЕС. И мы продолжаем это делать в Польше", — отметили в пресс-службе Fozzy Group.
"В сети также подчеркивают, что многие украинцы нашли сегодня убежище в ЕС, в частности в Польше, и когда они вернутся, их ожидания по поводу продуктового магазина могут измениться. Поэтому «Сільпо» должно развиваться, чтобы независимо от войны предлагать лучший сервис. Исследуя польский рынок, мы обнаружили, что польские эксперты по розничной торговле заинтересованы в уникальном ценностном предложении «Сільпо». Мы наладили отличное сотрудничество, например, с польскими пивоварнями, фермерами и шеф-поварами. Поэтому было полезно поделиться опытом и изучить общие возможности развития", — добавили в пресс-службе ритейлера.
Игорь Гугля, директор исследовательской компании GT Partners Ukraine, отмечает, что в последние годы супермаркеты «Сільпо» открываются либо в торговых центрах, либо в отдельно стоящих зданиях, часто построенных специально под этого ритейлера. «Если сеть намерена применить такой же подход в Европе, ее менеджерам по развитию придется упорно поработать, чтобы изучить ранее неизвестные рынки», — отмечает эксперт.
«Если сети «Сільпо» удастся выйти на какой-нибудь из зарубежных рынков, она может одновременно стать послом многих украинских брендов в Европе, до сих пор неизвестных местному потребителю. От этого выиграют и украинские производители, которые найдут для себя новые рынки сбыта", — добавляет Игорь Гугля. Он не сомневается, что замечательное промо бренда «Сільпо» могут сделать граждане Украины, которые после начала войны массово выехали в разные страны Европы: "Я думаю, что ритейлер тоже это понимает и если проект получит зеленый свет — он в первую очередь будет открывать свои супермаркеты в тех городах, где наблюдается большая концентрация украинцев«.
Эксперты рынка ритейла считают возможное решение Fozzy Group вывести сеть «Сільпо» на польский рынок достаточно разумным шагом — особенно потому, что сегодня происходит на украинском рынке и то, что из-за российской войны покупательная способность украинских потребителей уменьшается. Поэтому компания должна искать альтернативу на внешних рынках. В то же время, руководство «Сільпо» должно осознавать, что польский рынок чрезвычайно конкурентен и борьба за потребителей сосредоточена здесь на предложения низких цен. Без соответствующего уровня у украинского оператора будет мало шансов конкурировать с такими операторами, как Biedronka или Lidl.
Эксперты, которых журналисты Wiadomoscihandlowe.pl попросили оценить шансы «Сільпо» в Польше, добавляют, что украинская сеть может быть здесь успешной, только если найдет свою нишу и своего клиента на местном рынке. Идеальным ответом на этот вызов кажется открытие концептуальных магазинов (как, например, в Украине). Уникальный опыт покупок в сочетании с необычным дизайном интерьера и широким предложением деликатесов и других премиум-продуктов может сделать компанию не только способной начать экспансию, но и реально развиваться. Конечно, оператор должен учитывать специфику рынка и то, что почти все концепции деликатес-маркетов в Польше (Alma, Bomi, Piotr и Paweł) потерпели неудачу в столкновении с сетями дискаунтеров. Единственным оператором, который успешно борется за покупателей в Польше своим ассортиментом деликатесов, является Carrefour, который добавил элемент премиум-предложения в свои отдельные супермаркеты и гипермаркеты.
Может ли «Сільпо» расшевелить польский рынок и успешно конкурировать с такими сетями как Biedronka, Lidl или Dino? Безусловно, это потребует огромных инвестиций и, возможно, даже поглощения средней местной сети. Польский рынок food-ритейла все еще гораздо менее консолидирован, чем в странах Западной Европы. В последние годы здесь наблюдают не появление новых сетей со значительным потенциалом, а скорее выход из страны (пример Tesco).
«Сільпо», желая быть не просто локальным игроком в Польше, который сосредотачивается только на обслуживании лояльных клиентов из Украины, должно будет адаптировать свой ассортимент под польского потребителя и предлагать привлекательные цены. Уже в ближайшее время сеть должна начать генерировать многомиллиардные доходы, чтобы иметь возможность конкурировать с другими ритейлерами. Уже сегодня розничные сети Польши с выручкой ниже 10 миллиардов злотых с каждым годом испытывают все больше проблем с доминирующими на рынке дискаунтерами. Придет время, когда они начнут закрываться.
Одновременно с этим, польский рынок не зацементирован, о чем свидетельствует неожиданный рост сети Dino за последние годы. Да, эта сеть существует с еще далекого 1999 года, но только недавно она неожиданно вышла на вершину рынка. Котируемая на Варшавской фондовой бирже, польская сеть Dino продолжает свое триумфальное шествие с запада страны на восток, открывая новые магазины и обеспечивая низкие операционные расходы. Сможет ли «Сільпо» повторить этот успех, символически пройдя с востока на запад? Нельзя исключать, но это будет колоссальный вызов.