Календарь распродаж изменился — к чему готовиться ритейлерам во второй половине 2024 года
- Фото:
- Unian.ua
С 2023 года у Украины есть обновленный календарь праздников, в частности Рождество и Святой Николай теперь отмечаются в другие даты. Это повлияло и на календарь распродаж для ритейлеров, в дополнение к новым акциям и праздникам, которые продолжаются почти весь ноябрь.
Основатель и руководитель агентства Promodo Александр Колб отмечает, что вторая половина года очень напряженная и интенсивная и бизнесу действительно нужно тщательно готовиться.
Главным праздником все еще остается Новый год, вторая наибольшая активность — Черная пятница. Поэтому к ним нужно готовиться больше всего и раньше. Но осень и зима уже не ограничиваются этими двумя крупными распродажами.
Как выглядит новый календарь распродаж и в чем его особенность
К началу нового учебного года бизнес придумал маркетинговый ход Back To School, который уже хорошо укоренился в Америке, но в Украине активно заработал примерно десять лет назад.
Все самые крупные ритейлеры запускают собственные акции и промо. Среди популярных категорий — компьютеры, планшеты, павербанки, а также одежда и, очевидно, канцелярия.
До полномасштабного вторжения сезон школьных закупок приходился на середину июля — конец августа, сегодня это — середина августа и до середины сентября.
"Инсайт этого года, которым делится Delloite, — 61% родителей говорят, что дети побуждают их тратить больше на покупки перед школой. Поэтому ритейлерам следует включать сегмент детей в свой Shopping Journey, предлагая для них фановый опыт во взаимодействии. Статистика показывает, что с детьми расходы увеличиваются в 1,4 раза", — рассказал основатель и руководитель агентства Promodo Александр Колб.
Вторую половину сентября и октябрь можно считать периодом относительного затишья, впрочем, в этот период все же есть один праздник — Halloween.
Маркетинговая история по американской традиции в последние несколько лет набирает популярность и в Украине. Хэллоуин еще не стал массовым, но бренды уже вводят его в свою сетку, магазины часто ставят распродажи от нескольких дней до недели. По данным Promodo, акции по этому поводу запускают в основном крупные ритейлеры.
"В этот момент советуем попробовать какой-то ситуатив, сделать ограниченное предложение, которое может заинтересовать потенциальных клиентов. Это еще не момент, когда готовят подарки на Новый год, поэтому товары — это скорее импульсная покупка. Или что-то для детей", — советует эксперт.
Это маркетинговый день пришел к нам по китайской традиции. Его придумали в противоположность дню всех влюбленных и называют Днем холостяка — это 11 ноября.
В Украине распродажи не ограничиваются одним днем, хотя как раз в эту дату часто ставят максимальные акции. Бизнес, стремясь привлечь больше клиентов, может делать промо на неделю, все первые 11 дней ноября, а иногда на целый месяц.
Далее китайская традиция снова перетекает в следующую американскую — Черную пятницу и Киберпонедельник. Это конец ноября, весомые скидки, куча акций и промпредложений.
"К этому нужно серьезно готовиться: заблаговременно заказывать товары на склад, чтобы потом не ставить на сайте out of stock, а магазины не состояли из пустых полок. Большая конкуренция - это большие затраты на маркетинг. Креативы нужно подготовить заранее, а вместе с ними - продумать кампании, каналы и все производное. Это все в обстоятельствах, когда все конкуренты вкладывают не меньше усилий. И не забываем об организации доставки и логистики: клиент, не получающий желаемого товара, становится нелояльным», — говорит Александр Колб.
В 2022 году Украина впервые столкнулась с блекаутами, поэтому Черная пятница стала днем без света, а не днем акций. В 2023 году ситуация была уже лучше, ритейлеры ожидают успешный сезон и в 2024 году.
Главный маркетинговый канал для бизнеса на период Черной пятницы — платный поиск. Именно он закрывает 59% трафика на сайты и 28% всех онлайн-продаж.
Основатель и руководитель агентства Promodo дал несколько советов для бизнеса в этот период:
- Следить за рекламными бюджетами ежедневно. Не повышать резко рекламные бюджеты, лучше это делать постепенно, на 10-15% в течение ноября;
- Трафик — еще не означает продажи. Клиент нужно стимулировать купить у вас.
- Лучшие дни — Черная пятница и понедельник, что Киберпонедельник. Но готовьте реальные скидки — клиент будет искать именно их.
- Ну и самое неочевидное — не включайте в рекламные кампании запросы «Черная пятница».
- Еще один совет — be mobile. В 2023 году американцы потратили через смартфоны больше, чем через компьютеры. В Украине эта цифра — 26%, четверть.
Святой Николай и Рождество
С 2023 года Святой Николай перенесен на 6 декабря, а Рождество — на 24 декабря, поэтому календарь праздников для ритейлеров сильно изменился.
Во-первых, праздник Святого Николая раньше игнорировался, но в последние годы внимание к нему растет. Об этом свидетельствует рост продаж из категорий товаров для детей, резко падающих сразу после 6-7 декабря.
Во-вторых, большинство украинцев перешли на празднование Рождества по новому стилю — 24-25 декабря. И что интересно, этому празднику уделяют все большее внимание именно как семейному, также покупая подарки.
Заметьте, что подарки на эти праздники часто покупают раньше времени, в ноябре. Однако пик все равно приходится на вторую половину декабря. Ритейлу нужно быть готовым к безумному наплыву, наполнить склады, настроить логистику и подготовить персонал.
"Сам Новый год все еще большой праздник для украинцев, а значит 30-31 декабря — также традиционно активные дни с точки зрения продаж. А вот уже к Рождеству 7 января внимания меньше, особенно что касается подарков. Украинцам полюбились картинки из американских фильмов, где подарки дарят на Рождество в декабре, устойчивой традиции подарков на Рождество в январе у нас нет. При этом игнорировать текучесть традиций не стоит", — подытожил Александр Колб.
Несмотря на высокую активность в ноябре, бизнес должен помнить о любимой украинской традиции откладывать все на последний момент. Поэтому после 18 декабря и вплоть до 7 января включительно ритейл снова наблюдает рост трафика.
Цифры 2023 показали, что наиболее рекордным стал период 25-29 декабря, ритейлерам удалось превзойти показатели даже в 2021 году, но и рекламные бюджеты пошли вверх.