All Retail
Опубликовано

Обзор рынка торгового оборудования Украины 2009-2010

Компания "ЕТС" подготовила материал о ситуации на рынке торгового оборудования в 2009-2010 гг. и его ближайших перспективах.

Как повлияла экономическая ситуации в мире и стране на динамику рынка? Что представляет в настоящее время рынок торгового оборудования?

В 2009 году продажи оборудования упали в среднем на 40% в долларовом эквиваленте по сравнению с 2008 годом. Наиболее пострадал сегмент оборудования промышленного направления. Продажи в данном направлении упали в 3 раза.

Учитывая тот факт, что весь 2009 год экономика страны находилась в состоянии кризиса, больше половины запланированных открытий ТЦ не состоялись. Произошла реструктуризация рынка розничной торговли. Продуктовая сеть супермаркетов Окей и ТРЦ Патерсон покинули украинский рынок. Сеть ТРЦ  Караван сократила свое присутствие до 3 гипермаркетов в Киеве, Харькове, Днепропетровске. Все это негативно отразилось на рынке торгового оборудования.

Если в 2008 г., по сравнению с 2007 г., оборот розничной торговли (с учетом товарооборота как юридических, так и физических лиц-предпринимателей) вырос на 18,6%, то за 2009 г., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, он упал на 16,6%, а оборот ресторанного хозяйства (с учетом оборота физлиц-предпринимателей) уменьшился на 20,6%.

Сокращения оборотов розничных сетей отразилось на  продажах весового оборудования, в частности весов с чекопечатью, которые сократились в 2 раза. Небольшие магазины пожертвовали функциональностью данных весов в пользу обычных, отказавшись от предложенных решений, поэтому торговые весы оказались в выигрыше.

Их объемы продаж в 2009 году увеличились на 15% в количественном эквиваленте по сравнению с 2008 годом.

В данный момент рынок находится в ожидании, после заложенных годовых  финансовых программ и планов потребитель будет в состоянии оценить свои возможности расширения бизнеса.

 

Насколько и как сегодня структурирован рынок по его основным операторам? Изменилось ли число игроков на рынке в кризисный период и как это повлияло на рынок?

В период кризиса рынок стал принимать форму олигополистического, при этом окончательно сформировалась группа лидеров. Это 4 крупных компаний-поставщиков широкого спектра оборудования и рещений: System Group, Икс-маркет, ЕТС, Юнисистем. Компании второго эшелона существенно проигрывают лидерам в обьемах продаж. Это: Гера, Гера-сервис, Кода.

Сейчас наблюдается тенденция, когда крупные игроки пытаются заполучить эксклюзивные права на продажу определенной ТМ. Так, например, ООО «ЕТС» является эксклюзивным представителем всемирно известной ТМ «CAS», производителя весового оборудования.

За 2009 год ситуация на рынке незначительно поменялась, в основном за счет смены позиций основных игроков. Те компании, которые смогли правильно  спрогнозировать спрос и вовремя пополнить необходимые запасы на складе, оказались в выигрыше.

Какие марки торгового оборудования сейчас пользуются популярностью у заказчиков? Для каких потребителей могут быть актуальны новые ТМ, ранее не представлены на рынке Украины?

На сегодняшний день на украинском рынке представлены наиболее известные мировые бренды. Весовое оборудование представлено торговыми марками CAS, DIGI,  Mettler Toledo и другие. Наибольшей популярностью среди ритейла полузуются сканеры штрих-кода Metrologic, Zebex, Symbol, также на рынке представлены бренды Honeywell, DataLogic, Opticon, Argox и другие. Наиболее популярными в категории POS-оборудования являются такие торговые марки как WincorNixdorf, IBM, Posiflex, NCR.

Крупные розничные сети предпочитают работать со знакомыми ТМ и компаниями-интеграторами. Это обстоятельство препятствует проникновению на рынок новых ТМ и замедляет их рост.

При покупке оборудования большинство иностранных розничных сетей руководствуются корпоративными стандартами. От них поступает заказ уже на определенную модель и марку. С одной стороны, это помогает проникать на рынок ранее неизвестным в Украине маркам, а с другой стороны – ограничивает развитие уже присутствующих. 

Поставщики дифференцируют товарный портфель по ценовым категориям, пытаясь удовлетворить потребности как новичков рынка, которые ориентируются на цену, так и старых игроков, для которых важны имидж  компании и качество продукции.

Изменилась ли структура рынка: процентное соотношение объектов розничной торговли, промышленных предприятий, заведений сферы услуг? С чем связаны тенденции спроса сегодня?

Изменения произошли в сторону уменьшения заказов, поступающих от ритейлеров и в промышленном секторе. Значительный объем продаж составили предприятия сферы услуг в основном за счет новых развлекательных центров.  Гостиницы и рестораны в 2009г. в общем показали убыточный финансовый результат деятельности. Из них 57 предприятий получили прибыль в общем размере 276,9 млн. грн., 43 – оказались в убытке, показав в общем -586,5 млн.грн. финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения.

Складские и логистические компании значительно потеряли платежеспособность, из-за падение цены на их услуги, соответственно, объем складского сегмента уменьшился. Но из-за сокращения общего объема продаж, его доля не изменилась. Сегмент предприятий розничной торговли сократился на 5% впоследствии уменьшения платежеспособности конечного потребителя. Его долю заняла сфера услуг. Примерная картина в процентном соотношении:

У торгового оборудования какого бизнес-направления наилучшие перспективы?

Несмотря на негативные тенденции в экономике, в 2009г. в Украине было открыто 24 торговых центра из 57 заявленных, кроме этого 3 ТЦ расширили свои площади. Наибольшее количество открытых торговых центров (7) пришлось на Киев. Наиболее крупные: «DreamTown» (Киев), «Ривьера» (Одесса) и «Киев» (Полтава).

Для рынка торгового оборудования ТЦ являются источником новых клиентов. Новые торговые площади нуждаются в новом оборудовании. Так, оборудовать средний по площади магазин обойдется около 60 тис. грн. Автоматизация супермаркета на четыре кассовых места обойдется дороже - в среднем около 120 тис. грн.

Если делать прогноз развития весового оборудования на 2010 год, мы ожидаем увеличения продаж весов с чекопечатью. Это обусловлено открытием новых супермаркетов, а также расширением сети уже существующих. Также, в 2010 ожидаем рост продаж оборудования промышленного направления в среднем на 50%.

Насколько изменились цены на рынке торгового оборудования, и с чем это связано? Прогнозируется ли изменение цен в 2010 году? Какие факторы влияют на ценовую динамику?

Говоря о тенденциях, покупатели оборудования в первую очередь обращают внимание на возрастание затрат и отсутствие кредитных ресурсов. Отсюда – возросшие требования к цене. Качество отходит на второй план. Ритейлеры стараются минимизировать затраты, так как ориентируются на краткосрочные планы и не хотят увеличивать срок окупаемости своих объектов. Как следствие, общее падение спроса на торговое оборудование.

Стоимость оборудования будет повышаться, так как и производители, и поставщики будут стараться выходить на запланированный уровень рентабельности. Стоимость в 2010 году повысится на 10 %.

Цена на интеллектуальное торговое оборудование зависит от многих факторов. Оборудование завозиться с Азии, Америки, поэтому колебания курса доллара оказывают значительное влияние на ценовую политику поставщика.  Если компания является официальным поставщиком и имеет высокий статус  партнера, ее цена будет ниже среднерыночной.

Что способно активизировать рынок торгового оборудования?

Иностранные инвестиции в сферу общепита и сети гостиниц способствуют росту уровня платежеспособного спроса на торговое оборудование. Приход на украинский рынок таких сетей стейк  хаусов как GOODMAN и кофеен Aroma Espresso Bar, продуктовой сети супермаркетов Ашан способствует росту спроса на продукцию и установлению новых требований к ее качеству. К Евро-2012 должны открыться ряд отелей, принадлежащих мировым сетям  Kempinski, Hilton, Fairmont, Sofitel, Holiday Inn .

Какой будет структура рынка в 2010 году?

Учитывая подготовку страны к проведению чемпионата по футболу Евро-2012, в скором времени будут открываться гостиницы, рестораны, расширятся сети общественного питания. Это увеличит долю в продажах сегмента сферы услуг. 

Если брать ближайшую перспективу, то для предприятий в сегментах HoReCA   летний сезон  является одним из наиболее прибыльных периодов. К концу этого периода заведения планируют обновление оборудования, поэтому с началом осени и под конец года продажи в данном секторе возрастают.

Для крупных компаний сезонность продаж сглаживается за счет заказов, поступающих от дилеров. Если поставщик имеет статус официального  дистрибьютора у нескольких крупных производителей, основной его оборот составляют как раз продажи дилерам – почти 80%, и только 20% занимает канал прямых продаж.

Источник: www.allretail.com.ua

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или