Обзор рынка продовольственного ритейла Центральной Украины
Новый аналитический материал компании GT Partners Ukraine посвящен рынку розничной торговли продуктами питания Центральной Украины.
Данный регион включает Винницкую, Черкасскую, Кировоградскую и Полтавскую области. Регион Центральной Украины занимает 17% территории Украины и здесь проживает 5,5 миллионов человек (таблица 1). Доля Центральной Украины в суммарном розничном товарообороте страны составляет 10%.
Табл. 1. «Основные макроэкономические показатели развития розничной торговли Центральной Украины»
В регионе развиваются 16 торговых продовольственных сетей. Наибольшим количеством торговых точек в регионе располагает сеть «АТБ-маркет», которая была позиционирована аналитиками компании GT Partners Ukraine как сеть «мягких дискаунтеров».
Табл. 2. «Продовольственные операторы розничной торговли Центральной Украины»
Характерные особенности территориального развития ритейла в регионе:
а) компания SPAR является самой крупной в регионе франчайзинговой сетью;
б) компания «Союз», которая до начала кризиса вела очень интенсивную экспансию в регионе, стала собственником черкасской сети «Фреш-маркет». Позже, по иронии судьбы, сеть супермаркетов «Союз» была поглощена компанией «Евротек», которая тоже развивает сеть под названием «Фреш».
Магазины формата «супермаркет» составляют основную часть среди мест совершения покупок питания у жителей региона. А на 2-ом месте располагаются дискаунтеры и это можно легко обьяснить тем количеством торговых точек сети «АТБ-маркет», расположенных в Центральной Украине. (а это 39 магазинов на сегодняшний день).
Диагр. 1. «Самые популярные форматы магазинов самообслуживания в Центральной Украине, %»
Согласно диаграмме, 47% рынка организованной торговли продуктами питания Центральной Украины приходится всего на 3 компании: в первую очередь на уже упомянутую «АТБ-маркет», сеть «Фуршет», а также на METRO.
Диагр. 2. «Основные игроки на рынке продовольственного ритейла Центральной Украины»
Само собой разумеется, что сеть «АТБ-маркет» располагает самым большим количеством торговых точек в Центральной Украине, от нее далеко отстали такие сети, как SPAR, «Полагросервис» и «Абсолют».
Диагр. 3. «Рейтинг продовольственных сетей Центральной Украины по количеству торгових точек, шт»
Город Винница в последние годы едва ли не самые динамичные темпы в развитии рынка розничной торговли. На сегодняшний день, наличие 1 магазина METRO в городе обеспечивает этой компании лидерство и по товарообороту и по суммарной торговой площади. Среди классических супермаркетов в Виннице наиболее посещаемыми являются магазины «ЕКО-маркет» и «Сильпо».
Диагр. 4. Винница - Распределение по суммарному товарообороту, %
Диагр. 5. Винница- Распределение по совокупной торговой площади, кв.м.
В Черкассах весомую роль в розничной торговле играют сети местной прописки – SPAR и Абсолют, имеющие 31% и 16% от суммарного товарооборота города соответственно.
Диагр. 6. Черкассы- Распределение по суммарному товарообороту, %
Диагр. 7. Черкассы- Распределение по совокупной торговой площади, кв.м.
Город Кировоград среди всех областных центров Украины имеет самый низкий показатель доходов населения. По показателю суммарного товарооборота и суммарной торговой площади в городе лидируют «Фуршет» и «Велика кишеня», охватывающие более 60% розничной торговли в городе.
Диагр. 8. Кировоград - Распределение по суммарному товарообороту, %
Диагр. 9. Кировоград - Распределение по совокупной торговой площади, кв.м
Наличие магазина METRO в Полтаве тоже (как и в Виннице) предопределило его лидерство и по товарообороту, и по суммарной торговой площади.
Диагр. 10. Полтава- Распределение по суммарному товарообороту, %
Диагр. 11. Полтава- Распределение по совокупной торговой площади, кв.м
Источник: GT Partners Ukraine