
Интернет-магазин: как выгодно купить и не попасть в беду ...
Торговля в Украине медленно направляется во всемирную сеть. За рубежом интернет-покупками никого не удивишь, например, в США в интернете можно купить все, начиная от техники и продуктов питания, и заканчивая редкими животными, антикварными картинами и т.д. То есть, человек может одеваться, питаться, развлекаться, не выходя из дома, и имея в своем распоряжении только компьютер и интернет, ну и конечно же, кошелек ...
В Украине интернет-торговля делает первые шаги, а магазины всемирной сети еще не начали создавать конкуренцию обычным торговым точкам. Причина проста - проницаемость интернета в нашей стране еще очень низкая, в сеть выходят в основном жители крупных городов, да и то в основном молодежь. Однако рынок интернет-торговли все же развивается ...
Но доверие потребителей завоевывается такими магазинами медленно - Украинская еще боятся заказывать товар, "не ощупав" его перед покупкой. А многие убеждены, что нельзя выбрать качественный товар, увидев его только на картинке в интернете. Однако, количество сторонников "виртуальных" магазинов в Украине растет. Специалисты ожидают бум развития интернет-торговли через год-полтора.
Дешевый сыр ... в интернете
Конкурируют интернет-магазины с традиционными формами торговли в первую очередь ценой. Чтобы понять, благодаря чему обеспечивается более низкая цена, надо представить, как выглядит классический украинский интернет-магазин. Обычно они не арендуют торговые площади, а забирают товар прямо со склада, то есть, стоимость товара не учитывает расходы на красивое помещение и оборудование для торговли. Кроме того, такие магазины не содержат большой штат консультантов. Как правило, на сайте магазина указаны номера телефонов операторов, которые принимают заказы. Соответственно, экономят на зарплате работникам.
Руководитель главного Киевского городского управления по делам защиты прав потребителей Олег Дунаевский пояснил, что сегодня продукция в интернет-магазинах дешевле на 10-20% от традиционной торговли именно из-за отсутствия затрат на аренду помещений под магазин и продавцов.
Очевидно, что покупать в сети выгодно, но ... только при условии соблюдения определенных правил.
Риск - благородное дело?
Как бы ни было все хорошо с интернет-торговлей за рубежом, в Украине все не так просто и радужно. У нас покупка товаров через интернет связана со многими рисками за несовершенства законодательства. По мнению О. Дунаевского, Украине необходимо совершенствовать законодательство по работе интернет-магазинов. По его словам, на сегодня продажа товаров через интернет-магазины в нашей стране нельзя назвать цивилизованной торговлей. В Законе «О защите прав потребителей» есть целая статья о торговле на расстоянии, но нормативного документа - правил торговли именно на расстоянии - нет. Поэтому, когда через интернет продают продукцию предприятия, представленные сетевыми магазинами розничной торговли, это цивилизованно: если что-то случится, есть к кому предъявлять претензии. А другая торговля через интернет сегодня в Украине - это не совсем цивилизованный способ торговли », - считает специалист.
То есть, на сегодня покупка товаров через интернет - это немного лотерея для украинцев. Хорошо, если вы приобрели качественный товар и пользуетесь им. А вот если интернет-магазин продал некачественный товар и необходимо разбираться по гарантиям, обычно не с кем разбираться. «Как правило, интернет-магазины имеют такую практику: офис непонятно какой телефон, не привязан ни к чему, там сидит девушка, которая принимает заказы - это и весь интернет-магазин. Найти этот магазин нереально, предъявить какие-то претензии - тоже. Поэтому, купив такой товар, вы можете выиграть, если товар качественный; в противном случае предъявить претензии продавцу невозможно», - пояснил А. Дунаевский.
По его мнению, для того, чтобы в Украине торговля через интернет стала цивилизованной, нужны дополнительные нормативные документы, где будут выписаны правила и требования к этим интернет-магазинов: где они должны иметь офис, как выписывать документы, как выдавать гарантийные талоны, право обслуживаться по этим гарантийными талонами в сервисных центрах.
Защити себя сам
Но пока у государства дойдут руки к защите прав потребителей, а затем потребителей услуг интернет-магазинов, покупателям остается надеяться только на себя. Специалисты интернет-покупок советуют придерживаться определенных правил, которые уменьшат риск быть обманутым в сети.
При выборе товара через интернет-магазин, стоит, конечно, если время позволяет, увидеть выбранный товар «в живую» во избежание «дефектов полиграфии». Выбирая магазин, в котором можно приобрести выбранный товар, необходимо обращать внимание на указаный на сайте адрес магазина. Потому как если есть лишь телефон магазина, найти виновников будет почти нереально. Если же хорошую цену на товар предлагает магазин, который находится где-то в подвале, телефон указан лишь мобильный, каждый покупатель сам должен для себя определить, стоит ли экономить пару гривен, а потом не знать, что делать со сломанной вещью.
Если вы уже определились с товаром и магазином, стоит позвонить и поинтересоваться, есть ли на продукт гарантия. Заметьте, гаратия может быть как магазина, так и сервисный центр производителя. Первая вам понадобится постольку-поскольку, потому что магазин сегодня есть, а завтра нет, а товар вы покупаете, как правило, не в день, и не на месяц ... То же следует требовать гарантию сервисного центра производителя, куда вы сможете обратиться.
Заказывая товар, стоит поинтересоваться, включает его стоимость доставку, чтобы позже дополнительные расходы, если они будут, не были для вас неожиданными ...
Вот такие нехитрые правила позволят вам максимально уберечь себя от возможных проблем. И нам остается дождаться, когда украинское законодательство и культура торговли сделают интернет-магазины цивилизованной торговлей ...
Оксана Голуб
Источник: УНИАН