Новые условия бытия украинского ритейла и дистрибьюторов
Коронавирус стремительно распространяться по планете. Об этом свидетельствует неутешительная статистика и постепенное падение мировой экономики. Каждое утро мы заходим в Интернет и социальные сети, чтобы узнать последние новости, которые касаются каждого. Были ли введены новые меры властью? Что происходит в соседних государствах? Какая ситуация складывается на фондовых рынках? Ученые успели разработать вакцину? Да, вопросов много, но пока нет четкого ответа, мы должны принять ситуацию и научиться жить по правилам новой реальности, которые нам диктует COVID-19.
Украинские компании быстро адаптируются к мероприятиям, которые вводит государственная власть, направив все усилия на борьбу с распространением коронавируса по всей территории Украины. Перед каждым из сегментов бизнеса, особенно тех, которые больше всего пострадали от карантинных мероприятий, возникает ряд сверхважных задач: выполнение договорных обязательств, содержание персонала и своевременная выплата заработной платы, административные расходы, а также инвестиции, маркетинг, логистика и многие другие задачи, которые необходимо подстраивать к новым бизнес-реалиям. Многие заведения вынуждены были закрыться, а что будет с другими - покажет время.
Карантинные мероприятия
Одно из важнейших последних событий - удлинение карантина и введение режима чрезвычайного положения на всей территории страны. К тому же, киевская власть обнародовала перечень профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, которым должны следовать все заведения общественного питания и food-ритейла в период карантина.
Алгоритм действий для предотвращения распространения СOVID-19
- Четкое соблюдение санитарных норм: вход в продуктовые магазины/супермаркеты только при наличии СИЗ (масок). Контроль количества людей, находящихся в торговых залах (1 человек на 10 м²).
- Контроль соблюдения расстояния не менее 1 метра между посетителями, которые ожидают разрешения на вход в торговые помещения.
- Защита всех продуктов питания защитными пленками (продажа продуктов осуществляется только при наличии защиты в виде пленки или упаковки производителя).
- Проведение инструктажей с персоналом по индивидуальным мерам профилактики и реагирования на выявление симптомов среди работников.
- Обеспечение всех работников средствами индивидуальной защиты в достаточном количестве, особенно работников, постоянно контактирующих с посетителями.
- Увеличение ежедневных процедур уборки в помещениях с использованием дезинфицирующих средств на основе спирта или хлора. Тщательная обработка мест наибольшего контакта с поверхностями: ручки дверей, кассовые ленты, кнопки/экраны банкоматов, терминалов самообслуживания, кнопки вызова лифтов, перила и тому подобное.
- Проведение инструктажей с персоналом по индивидуальным мерам профилактики и реагирования на выявление симптомов среди работников.
- Обеспечение всех работников средствами индивидуальной защиты в достаточном количестве, особенно работников, постоянно контактирующих с посетителями.
- Увеличение ежедневных процедур уборки в помещениях с использованием дезинфицирующих средств на основе спирта или хлора. Тщательная обработка мест наибольшего контакта с поверхностями: ручки дверей, кассовые ленты, кнопки/экраны банкоматов, терминалов самообслуживания, кнопки вызова лифтов, перила и тому подобное.
- Обеспечение работниками необходимыми условиями для соблюдения личной гигиены: мыло, одноразовые полотенца, бумажные салфетки, спиртосодержащие дезинфектанты, СИЗ; увеличение количества рукомойников).
- Оборудование залов магазинов стойками с дезинфектантами. Обеспечение достаточного количества одноразовых перчаток и мусорных баков для их утилизации.
Как работает украинский ритейл?
Учреждения ритейл, особенно продуктовые сети, которые ежедневно обеспечивают жизнедеятельность людей, должны понимать всю ответственность и направить силы на обеспечение безопасности как посетителей, так и персонал от распространения инфекций. Так, например, компания Fozzy Group озвучила заявление, в котором детализировала введенные дополнительные санитарно-гигиенические правила. В частности, компания усилила частоту обработки дезинфицирующими средствами поверхностей, которые относятся к «горячим зонам»: кассы, ручки тележек, продуктовые корзины, витрины, дверные ручки и т.д., и обеспечила своих сотрудников необходимым количеством дезинфектантов для регулярной обработки рук.
Как было отмечено, руководство Fozzy Group контролирует состояние здоровья работников: при наличии каких-либо признаков болезни (повышенная температура, кашель, затрудненное дыхание и т.д.) сотрудники направляются домой с рекомендацией обратиться к врачу. Также запрещено приходить на рабочее место в случае ощущения каких-либо признаков недомогания.
Торговая сеть «Эпицентр» обеспечивает в своих магазинах наличие и продажу защитных масок, антисептиков, бытовых средств дезинфекции, спиртосодержащих средств и базовых продуктов питания. «Вводим строгие европейские стандарты санитарно-гигиенического контроля безопасности покупателей. Мы работаем по практике европейских стран, где торгово-хозяйственные магазины обеспечивают население товарами первой необходимости! В то же время регулируем количество посетителей в соответствии с установленными ограничениями», - уверяют в компании. При этом ритейлер наращивает поставки стратегических групп товаров, чтобы избежать дефицита и паники.
Насчет противоэпидемиологических действий в самых ТЦ, в компании отмечают, что каждые три часа в магазинах проводится влажная уборка спецсредствами. Осуществляется дополнительная санитарная обработка оборудования, с которым контактируют покупатели. Установлены средства для дезинфекции рук в торговых отделах, прикассовых зонах, помещениях для персонала и санузлах. Каждую ночь проводится кварцевание помещений, где в рабочее время находится большое количество людей. На входе в магазин проводится температурный контроль посетителей, а персонал обеспечивается средствами защиты. Также компания сохранила все социальные гарантии для работников.
Чтобы снизить риски передачи COVID-10 и усилить уровень защиты здоровья посетителей и персонала, в первый день действия карантина в Украине в сетях Novus ввели особые меры: осуществляется постоянный контроль состояния здоровья работников, введен усиленный режим дезинфекции всех рабочих поверхностей и всего оборудования (санитарная обработка проводится как минимум каждые два часа, установлены санитарные станции при входе в магазин, прорисованы яркие желтые линии для разметки необходимого расстояния от человека к человеку).
Помимо этого, в компании отмечают, что на этой неделе, после введения чрезвычайной ситуации в Киеве, столкнулись с новым вызовом, который значительно затрудняет организацию работы магазинов — это транспортировка работников на рабочие места. Чтобы решить этот вопрос в оперативном режиме Novus запустил 8 транспортных средств, которые доставляют сотрудников на работу. При этом графики меняются и обновляются почти каждый день, чтобы максимально соответствовать потребностям персонала. Также в компании поддержали инициативу и компенсируют расходы для тех работников, которые имеют собственный транспорт и помогают своим коллегам добраться до места работы.
Как адаптируются к новым реалиям дистрибьюторы
Как социально ответственный бизнес компания «Бетта» не может стоять в стороне от глобальных процессов, происходящих во всем мире и в Украине. Компания понимает необходимость карантина для здоровья украинского населения. Учитывая все рекомендации органов власти, в компании «Бетта» введен также ряд необходимых мероприятий:
- Все сотрудники получили подробную информацию о симптомах коронавируса, способах самозащиты, рекомендации по самоизоляции и тому подобное.
- Большая часть наших офисных сотрудников работает дистанционно.
- При необходимости сотрудники на служебных авто доставляют своих коллег в офис.
- Служба логистики продолжает работать в штатном режиме, заказы обрабатываются и осуществляется доставка товара.
- Сотрудники, отвечающие за доставку товара, оснащенные дезинфекторами, защитными масками, перчатками. Все без исключения проходят первичный осмотр и не допускаются к работе в случае ухудшения самочувствия.
- Значительно усилены меры дезинфекции в помещениях офиса и склада.
Итак, на сегодняшний день главный вызов для всех поставщиков - это перестроение цепочки поставок таким образом, чтобы обеспечить бесперебойный процесс доставки товаров. В условиях, когда карантинные мероприятия становятся более жосткими, закрыто железнодорожное и авиасообщение, устанавливают блок-посты на въездах/выездах из городов, дистрибьюторы несут высокую ответственность за качество логистических процессов. А приоритетом ритейлеров является обеспечение работы магазинов и логистики даже в таких непростых условиях.
Бизнес-советы
Соучредитель шведского проекта DYP-Develop Your Business Игорь Гут дает дает следующие рекомендации бизнесам в нелегкие времена:
- Осознайте, что карантин так быстро не закончится, все только начинается.
- Смоделируйте худший сценарий.
- Протестируйте 100% работу офиса дистанционно. И внедряйте.
- Персонал. Это больной вопрос, но следует помнить, что не стоит «разбрасываться» людьми. Поддержите сотрудников и их семьи. Именно сейчас и проявляются истинные ценности компании.
- Поставки товара. Риск закрытия коммерческих перевозок есть, но он маленький. Сейчас вы можете почувствовать временный рост продаж в товарах длительного использования из-за падения гривны. Сделайте резерв по хитам, но срочно избавляйтесь от неликвида. Сейчас деньги важнее. Подумайте сами, какие есть риски именно в вашем секторе.
- Расходы. Отсекайте все лишнее и второстепенное. Это хороший повод «почистить» бизнес. Но осторожно с ключевыми клиентами, ключевыми сотрудниками и ключевыми поставщиками. Это общая беда - держитесь друг друга в ядре вашего бизнеса.
- Стратегия. Посмотрите на планы в долгосрочном периоде (хотя бы один-два года). Иногда нет времени прогнозировать, поработать над будущим. И сейчас у вас и у всей вашей команды появилось время подумать, изучить рынки, подтянуть компетенции. Я рекомендую обратить внимание на конкурентоспособность. Те, кто пройдет это испытание, будут очень крутыми конкурентами. Готовьтесь.
Прежде всего перед украинским бизнесом сейчас стоит много сложных задач, и главное - не паниковать, не прибегать к необдуманным решениям и обеспечить максимально возможное функционирования бизнес-процессов.
В условиях нестабильной экономической ситуации, беспрецедентных мер безопасности на государственном уровне, мы несем ответственность не только за выполнение договоренностей с партнерами, но и гражданскую ответственность перед конечными потребителями. Поэтому мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы полки в супермаркетах не буди пустыми, чтобы каждый украинец смог купит необходимые ему вещи и не допустить спекуляции на товарах первой необходимости.
Мы желаем здоровья и спокойствия каждому!