All Retail
Опубликовано

Карантин взвинтил цены на продукты. Кто виноват?

27 марта столичное отделение АМКУ открыло дело о завышении цен ритейлерами и поставщиками. По данным ведомства, мониторинг цен показывает синхронный рост на некоторые продукты и средства индивидуальной защиты в разных торговых сетях. 

Среди компаний, которые подозреваются в ценовой дестабилизации, крупнейшие ритейлеры - Novus, Ашан, Metro Cash & Carry Ukraine, Сильпо, Billa, АТБ-Маркет, Varus, Эко маркет, Велика Кишеня, Велмарт.

А также компании–поставщики - Мир овощей, Гала Фудз, Саркара-Групп, Овощной край, Август-Кий, Агроинвест-Логистик, Агро-Овен, Брокинтерком, Перспектива, Зовништоргресурс, Агробизнесвектор, Интер овощи, Аттуаль, Елитпрайм, Авега-2018.

"Это может свидетельствовать об антиконкурентном поведении участников рынка - как поставщиков, так и розничной торговли, или обоих этих звеньев одновременно", - отмечает председатель областного отделения АМКУ Алексей Хмельницкий.

LIGA.net решила разобраться, правда ли цены напродукты растут и кто в этом виноват.

Новый мониторинг

Данных о результатах мониторинга цен в Антимонопольном комитете не разглашают. Ведомство лишь констатирует рост стоимости отдельных продуктов по всей Украине. "На сегодня в некоторых регионах мы видим, что с начала марта цены на гречневую крупу выросли более чем на 50%, пшено - на 24%, сахар на 16%. Значительное повышение цен зафиксировано в некоторых сетях и на овощи: почти на 60% подорожал картофель, вдвое поднялись цены на лук и морковь", - говорится в сообщении на сайте регулятора.

Еще 24 марта о мониторинге цен на продукты отчитывался замминистра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тарас Высоцкий. Министерство не выявило системных проблем по итогам мониторинга.

"В случае выявления дефицита определенных продуктов, мы обращаемся к представителям продуктовых сетей, с которыми держим постоянную связь", - отметил чиновник.

Министерский мониторинг содержит обощенные цифры по все стране. Они отличаются  от цифр регионального мониторинга Антимонопольного комитета.

Что говорят ритейлеры

Все опрошенные LIGA.net ритейлеры заверили, что готовы предоставлять регулятору все необходимые данные. Торговцы признают подорожание продуктов, но отрицают свою вину.

Сеть АТБ вышла с открытым заявлением:  компания не может сдерживать цены на некоторые продукты, поскольку поставщики обновили прайсы.

"Повышение стоимости товаров поставщики объясняют значительным ростом затрат на производство продукции, связанным с карантинными мерами и строгими ограничениями, а также с изменением цен на импортные составляющие себестоимости товара ",- отметили в АТБ. Ккомпания прилагает усилия, чтобы обеспечить стабилизацию роста цен со стороны поставщиков, уверяет гендиректор сети Борис Марков.

Поожие заявления сделали и другие сети: Novus, Varus и Metro.

"Компания пытается противодействовать попыткам некоторых поставщиков безосновательно повышать цены, постоянно проводя с ними соответствующие переговоры", - заявил директор Метро Кэш энд Кэрри Украина Тино Цайске.  

"То, о чем говорит Борис Марков, касается всех операторов рынка. Однако, пока ничего не изменилось и цены продолжают повышаться", - говорит СЕO сети супермаркетов Varus Наталья Азюковская. Она приводит в пример рост цен на яйца на 45% и почти двукратное увеличение цен на лук. 

В сети Novus отметили, что не дадут поставщикам возможности зарабатывать на покупателях и будут информировать АМКУ о всех фактах необоснованного повышение цен поставщиками.

В АТБ пошли еще дальше и стали публиковать на своем сайте официальные письма поставщиков продукции в адрес компании с указанием их отпускных цен, а также сводную информацию о динамике цен на овощи и фрукты.

Именно эти категории, по данным ритейлера, сильно подорожали в рознице. "Страна должна знать своих героев, в особенности в такое сложное время как сейчас", - отметил в эфире одного из телеканалов Борис Марков.

Поставщики приводят аргументы

Связаться с указанными в материалах АМКУ и на сайте АТБ поставщиками пока не удалось.

Глава плодоовощной ассоциации Екатерина Зверева уверяет, что подорожание плодоовощной группы весной - естественный процесс. "Свекла и морковь за неделю выросли в цене в 1,5 раза. Стремительный рост цен на корнеплоды объясняется сезонным сокращением предложения", - говорит она. Аналогичная ситуация и с фруктами, сохранять которые до весны достаточно сложно, потому цены наплодоовощную группу могут расти и дальше до нового урожая, отмечает она.

Рост цен на свинину в Ассоциации свиноводов объясняют повышением потребительской активности в торговых сетях в начале карантина. Но дальнейшего подорожания не прогнозируют. 

Хлебопеки говорят о том, что стоимость их продукции может вырасти на 15-20%, если правительство не ограничит экспорт пшеницы из Украины. 

Кого в таком случае будет наказывать АМКУ? 

По словам управляющего партнера адвокатского объединения "Радзиевский и Яровой" Юрия Радзиевского, само по себе повышение цен на продукты питания не являются нарушением закона, поскольку госрегулирование цен отменено. "Другое дело, если такое повышение стало результатом картельного сговора нескольких участников рынка либо злоупотребления монопольным положением на рынке одного или нескольких участников ", - уточняет он.

За озвученные юристом нарушения поставщики и ритейлеры могут поплатиться 10% годовой выручки.

о, что столичное отделение АМКУ начал свое расследование именно по факту картельного сговора, вовсе не означает, что сговор действительно имел место. Просто другого основания для расследования нет, а АМКУ не смог проигнорировать настойчивый призыв общественности вмешаться в ситуацию", - уверен Радзиевский.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или