All Retail
Опубликовано

30% продуктов питания уничтожаются или выбрасываются, не дойдя до потребителя

Мировая продовольственная система сейчас стоит 8 трлн. долларов, и на нее приходится около 10% мирового ВВП. В ответ на пандемию COVID-19 многие страны ввели ограничения на свободное перемещение товаров, в том числе продукты питания. Двадцать девять стран ввели ограничения на их экспорт, чтобы обеспечить местные источники поставок.

Анализ консалтинговой компании Deloitte «Шок для продовольственной системы. Уроки, извлеченные из пандемии COVID-19» показывает, что мир столкнулся с огромным кризисом, усугубляемым отсутствием равного доступа к здоровой и ценной пище. По мнению экспертов, решением проблемы должно стать глобальное сотрудничество — информирует WH.pl

Современная продовольственная система охватывает все процессы, связанные с эффективной доставкой продуктов питания людям, включая выращивание, сбор урожая, переработку, упаковку, транспортировку и утилизацию продуктов питания и упаковки. При этом ее задача — обеспечить баланс между спросом и предложением. Страны стремятся производить и доставлять столько товаров, сколько необходимо потребителям в любой момент времени. В результате крупнейшие магазины поддерживают запасы продуктов для удовлетворения потребительского спроса в течение четырех-шести недель. Двумя десятилетиями ранее запасы в магазинах могли обеспечивать покупателей до шести месяцев. Однако это изменение не означает, что среди продуктов питания нет утрат. В мире по-прежнему почти треть пищевых продуктов уничтожается или выбрасывается.

- Модель, которая работает сегодня, имеет много преимуществ с точки зрения поиска поставщиков. Однако кризис показал нам, что длинные и сложные цепочки поставок являются недостатком продовольственной системы. Особенно в первые месяцы пандемии мы увидели резкий рост спроса на определенные продукты, и поэтому всей системе пришлось бороться с их дефицитом, — говорит Юлия Паторска, руководитель группы экономического анализа Deloitte.

На регулярность поставок повлияла нехватка рабочей силы в производственных и технологических процессах. Многие сотрудники не могли выполнять свои обязанности из-за ограничений, введенных из-за риска заражения коронавирусом. Это почувствовали фермеры, использующие наем сезонных рабочих во время сбора урожая. Франции и Германии не хватало более 200 тыс., а Испании — 150 тыс. рабочих рук. Похожая ситуация имела место и в сфере переработки. В США и Бразилии по этой причине были закрыты мясокомбинаты. В результате мирового локдауна пострадали также трансграничные поставки товаров.

После введения правил социального дистанцирования мы можем наблюдать рост уровня потребительских расходов на продукты питания и товары для дома во всем мире.

- Число случаев пандемии растет, а правительства по всему миру вводят дополнительные ограничения не только на межличностные контакты, но и на функционирование пунктов обслуживания. Финансовые последствия второй волны пандемии могут быть еще более серьезными и расходы на продукты питания могут вырасти впервые за десятилетия, — говорит Михал Токарски, руководитель сектора потребительских товаров в Польше компании Deloitte.

В качестве примера эксперт приводит опыт последнего периода Великой депрессии в США. В 2006-2010 годах расходы американцев на питание вне дома были на 18% ниже, чем раньше. Они вернулись к уровню 2005 года в 2016 году. Таким образом, можно предположить, что потребители в течение длительного времени не вернутся к массовым застольям в ресторанах. От этого проиграет отрасль общественного питания, а электронная торговля, несомненно, будет стабильно расти, особенно магазины, предлагающие доставку продуктов на дом.

Система, которая в течение последних нескольких десятилетий обретала свою нынешнюю форму, всего за несколько недель оказалась под беспрецедентным давлением, вынуждена быстро адаптироваться к новым условиям. Изменения, вызванные кризисом, носят серьезный характер, а их последствия тяжелы как для потребителей, так и для представителей бизнеса. Вернется ли система к своей допандемической формы? Будут ли эти изменения структурными и постоянными? Ускорят ли они развитие важных тенденций, о которых говорят уже несколько лет?

Ближайшие месяцы будут иметь решающее значение для разработки плана действий, который позволит отрасли не только восстановиться, но и расти в долгосрочной перспективе. Хотя любая попытка оценить, с чем столкнется система в будущем, неизбежно сопряжена с риском, с помощью анализа сценариев мы можем предугадать некоторые непредвиденные обстоятельства и подготовиться к различным вариантам. В докладе «Шок для продовольственной системы. Уроки, извлеченные из пандемии COVID-19» эксперты Deloitte представили четыре глобальных сценария развития продовольственной системы.

- Для компаний, представляющих сектор FMCG, эти сценарии должны стать отправной точкой для проверки реализуемых в настоящее время стратегий и разработки планов действий, которые наилучшим образом защитят их бизнес от неопределенного будущего, а также позволят наилучшим образом использовать новые возможности. Помня, что тенденции, связанные с повышением осведомленности о взаимосвязи между едой и здоровьем, будут еще сильнее, а поворот потребителей в сторону онлайн-покупок продуктов питания еще устойчивей, — добавляет Петер Шевчик, эксперт группы экономического анализа Deloitte.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или