All Retail
Опубликовано

Карантин изменил потребительские привычки 63% украинцев — исследование «Делойт»

Теги:
e-commerce
анализ рынка
Фото:
All Retail

«Делойт» в Украине исследовал, как вели себя украинские потребители в течение последнего года, как повлияло распространение COVID-19 на их покупательские привычки, а также какие тренды прослеживаются в потреблении товаров разных категорий — от продуктов питания до детских товаров.

Deloitte ( «Делойт» ) — глобальная сеть компаний, предоставляющих услуги в области аудита и консалтинга. С суммой глобальных доходов в размере 47,6 миллиарда долларов США за 2020 финансовый год «Делойт» является крупнейшей компанией в мире по предоставлению профессиональных услуг.

Более 330 000 сотрудников «Делойт» работают в более чем 150 странах мира. Украинское представительство сети входит в «Делойт СНГ Холдингз Лимитед» ( «Делойт», СНГ).

Прошел год карантина, который изменил жизнь людей во всем мире, в том числе и украинцев. Особенно чувствительной ко всем колебаний была сфера ритейла, которая почувствовала на себе различные эпизоды «пандемического» поведения: массовая скупка определенных групп товаров, временное закрытие торговых точек и в конце концов изменение структуры и способа потребления товаров и услуг. Прежде всего эпидемиологическая ситуация сказалась на росте онлайн-торговли и быстрому развитию служб доставки. Особенно остро ограничения 2020 повлияли на заведения быстрого питания, бары и рестораны, где наблюдается значительный отток посетителей. Вместе с тем карантин стал катализатором диджитализации сферы ритейла.

Исследование «Потребительские настроения украинский в 2020 году» является подробным обзором потребительского поведения украинский в 2020 году. Вашему вниманию его ключевые результаты.

Тренды нового потребительского поведения

● 63% украинцев отметили, что карантин повлиял на их потребительские привычки.

● Более половины респондентов отмечает, что с началом карантина они стали меньше тратить на алкогольные напитки (66%) и реже посещать рестораны и бары (64%).

● 31% украинцев во время карантина увеличили свои расходы на лекарственные средства.

● Более половины своего бюджета (60%) украинцы тратят на продукты питания и платежи. Часть бюджета, остается, равномерно распределяется между другими категориями товаров. 8% бюджета украинцам удается экономить.

● В топ-3 категорий, на которых экономят украинцы, вошли бытовая химия и предметы домашнего обихода (62%), одежда и обувь (61%), косметика (60%).

Онлайн VS оффлайн

● 39%украинцев отметили, что стали реже покупать товары в классических магазинах, одновременно 18% респондентов ответили, что стали отдавать предпочтение покупкам онлайн.

● Почти 40% респондентов чувствуют себя безопасно в магазинах. Однако каждый второй украинец беспокоится за сохранность своих данных при осуществлении покупок через интернет.

● В основном оффлайн украинцы покупают продукты питания (59%), алкогольные напитки (57%) и лекарственные средства (52%). В топ-3 категорий, которые покупают онлайн, вошли косметика и парфюмерия (18%), бытовая техника и электроника (17%), детские товары и игрушки (16%).

● 32% опрошенных украинцев в течение следующих двух лет планируют больше покупать в онлайн-магазинах, вместе с тем 20% намерены уменьшить совершения покупок в традиционных магазинах.

● С увеличением дохода у населения растет склонность к онлайн-покупкам и отказа от покупок в традиционных магазинах. И наоборот, с уменьшением дохода украинцы на 10% реже пользуются онлайн-магазинами.

● Больше всего среди населения стали тратить на онлайн-покупки люди в возрасте 16-29 лет (на 9% больше, чем люди в возрасте 45+ лет).

«Результаты нашего исследования отражают ожидаемый спад офлайн-покупок и рост интернет-шопинга. Однако такая тенденция была бы невозможна без соответствующего уровня цифровой готовности. Высокая развитость современных технологий в сфере торговли дала покупателям возможность безболезненно пережить ограничения в осуществлении покупок оффлайн и перейти на онлайн. Несмотря на это, можно говорить, что пандемия стала не причиной, а катализатором изменений и лишь ускорила неизбежный рост рынка интернет-торговли. Однако мы не можем судить о том, насколько этот эффект окажется устойчивым и смогут онлайн-ритейлеры удержать отвоеванные за время пандемии позиции в долгосрочной перспективе», — отмечает Александр Ямпольский, руководитель отраслевой группы по ритейла и оптовой дистрибуции.

Спрос на товары различных категорий во время карантина

● 98% украинский продолжают покупать продукты питания в традиционных магазинах. При этом средний чек в онлайн-магазинах на 52% выше, чем в оффлайн. Более половины респондентов отмечает, что в выборе продуктов предпочитает конкретных брендов (64% — в традиционных и 72% в онлайн-магазинах).

Одежда и обувь украинцы активно покупают как оффлайн (94%), так и онлайн (71%). И хотя частота покупок в традиционных магазинах в 1,5 раза выше, чем через интернет, средний чек практически не отличается.

● 66% украинцев отметили, что с началом карантина стали меньше тратить на алкогольные напитки. Влияние бренда на выбор товара этой категории почти самый значительный — 70% респондентов ответили, что предпочитают конкретные торговые марки. Среди любимых алкогольных напитков украинцев — пиво (48%), вино (43%) и коньяк (35%). Наибольшей популярностью пользуются отечественные производители алкоголя.

● Подавляющее большинство украинцев (73%) пользуется сервисами доставки продуктов и готовой пищи. Наиболее популярными среди них являются Glovo (18%), собственные службы доставки ресторанов (12%) и Raketa (10%).

● Абсолютное большинство украинский (97%) покупают лекарственные средства в аптеках. Онлайн-покупки в этой категории осуществляют только 47% потребителей.

Поддержка бизнеса

● В период карантина украинцы активно поддерживали отечественный бизнес, совершая покупки без особой на то необходимости. Наибольшей поддержкой среди респондентов пользовались сервисы с готовой едой, заведения быстрого питания, рестораны и бары.

● 25% Украинские отметили, что покупают больше отечественных продуктов, даже если они дороже. 24% респондентов покупают товары преимущественно в тех брендов, которые, по их мнению, правильно отреагировали на ситуацию с распространением COVID-19.

● Большинство украинцев (70%) знают продукцию «Made in Ukraine», а 56% ее покупают. Наименее осведомленными относительно товаров «Made in Ukraine» являются жители восточных областей страны (63%), причем 16% из них не покупают такую продукцию вообще.

● Наиболее популярными категориями товаров украинских производителей являются алкогольные напитки и пищевые продукты.

«Характерным маркером поведения украинских потребителей является «брендозависимость». Как показывает наше исследование, практически во всех категориях товаров бренд в значительной степени влияет на окончательный выбор покупателей. Ограниченный бюджет заставляет украинцев внимательнее относиться к своему выбору, осуществлять рациональные покупки и избегать дополнительных расходов на покупку товаров непроверенных производителей. С другой стороны, торговые сети начинают все чаще создавать собственные торговые марки, которым доверяют покупатели. И хотя бренды и частные ТМ в Украине преимущественно находятся в разных ценовых сегментах, тенденции европейского рынка показывают, как со временем они становятся полноценными конкурентами», — комментирует Ольга Шамрицкая, партнерша по аудиту компаний отрасли ритейла и оптовой дистрибуции.

Полную версию исследования «Потребительские настроения украинский в 2020 году» читайте по ссылке: https://deloi.tt/38OjTo0

Исследование проводилось методом онлайн-опроса по квотированой выборке, соответствующей социально-демографической портрета населения Украины. В опросе приняли участие 1600 респондентов из всех регионов Украины (за исключением АР Крым и ОРДЛО).

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или