Компьютерное зрение в ритейле: пять практических кейсов
Работа по привлечению новых клиентов и повышению продаж никогда не прекращается. Ритейлеры ищут все новые способы, как улучшить качество сервиса, понять, какие товары или услуги нужны конкретным покупателям, разработать более эффективную дисконтную программу. Для этого они используют новые технологии: CRM, аналитику в виде dashboard, чат-тобы для улучшения и упрощения коммуникации, компьютерное зрение для автоматизации ручного труда и пр. Последнее рассмотрим подробнее.
Согласно исследованию, к 2020 году около 3% ритейлеров использовали компьютерное зрение, но 40% планировали внедрить решения на этой технологии в течение года.
Наш эксперт Анастасия Бордак, менеджер продукта Goods Checker в ИТ-компании IBA Group, поделилась примерами, как компьютерное зрение уже помогает ритейлу улучшить свои KPI.
Пять задач для компьютерного зрения в ритейле
Компьютерное зрение — это часть искусственного интеллекта, которая анализирует фото и видео. Решения на основе этой технологии способны распознавать, классифицировать, сегментировать образы, отслеживать перемещение объектов.
Анастасия собрала примеры, как разные компании используют компьютерное зрение для своего бизнеса и какую выгоду они уже получили.
1. Контроль наличия товаров на полках. Крупный ритейлер протестировал компьютерное зрение, чтобы отслеживать отсутствие товаров на полках.
Зачем это нужно? Если посетитель магазина не найдет нужного товара на полке магазина, он может уйти к конкуренту. Если товара не будет два-три раза подряд, человек просто перестанет посещать магазин вообще. Поэтому важно контролировать, чтобы товар всегда был у покупателя на виду. Благодаря постоянному наличию продукции на полках магазин потенциально может увеличить товарооборот на 2-5%.
Как работает решение? В торговом зале установлены камеры видеонаблюдения, которые направлены на стеллажи. Если продукции не хватало, персонал получал уведомление и выставлял нужный товар. Решение было протестировано на 1500 товарах.
2. Подсчет конверсии. Ритейлер внедрил решение, которое подсчитывает количество покупателей в торговом зале.
Зачем это нужно? Отслеживание конверсии из посетителя в покупателя дает возможность ритейлеру оценить эффективность, например, изменения расположения товаров, акционных паллетов и других маркетинговых мероприятий.
Как работает решение? В торговой сети нейросеть анализирует данные с камер видеонаблюдения, подсчитывает количество посетителей и покупателей в магазине. На основе этих данных маркетологи могут посчитать, сколько посетителей стали покупателями.
3. Управление очередями и консультантами. Сеть магазинов бытовой техники и крупный ритейлер проанализировали информацию с видеокамер в торговых залах, чтобы уменьшить очереди и выставлять кассирам объективные KPI.
Зачем это нужно? Длинные очереди раздражают покупателей, из-за чего люди могут писать жалобы. Такой негатив снижает лояльность к магазину. Нереальные KPI у кассиров также плохо влияют на бизнес: из-за текучки кадров приходится постоянно тратить время на обучение новых сотрудников.
Как работает решение? Во время проекта нейросеть определяла количество человек возле касс. Если в очереди стояло больше пяти покупателей, нейросеть отправляла уведомление специалистам о необходимости открыть еще одну кассу. Также нейросеть могла определить посетителя магазина, который находился в зале один. Консультанты получали уведомления, что нужно подойти к человеку. В результате вовлеченность персонала повысилась в пять раз.
4. Создание тепловых карт магазина. Ритейлер с помощью компьютерного зрения анализирует передвижение посетителей по магазину.
Зачем это нужно? «Тепловые карты» помогают маркетологам точнее планировать торговое пространство. По «тепловой карте» видно, какие места больше привлекают людей. Их можно предложить производителям или дистрибьютерам как более выгодные
Как работает решение? Нейросеть анализирует данные с видеокамер, находит самые популярные зоны в торговом зале и составляет «тепловые карты».
5. Анализ выкладки. Крупная сеть АЗС протестировала компьютерное зрение, чтобы анализировать выкладку товаров в магазинах на автозаправках.
Зачем это нужно? Анализ выкладки помогает понять, работает ли планограмма или ее нужно поменять. Также маркетологи смогут оценить свое положение и положение конкурентов на рынке.
Как работает решение? ИТ-решение Goods Checker сравнивает фактическую выкладку с планограммой и помогает понять, находится товар на своем месте или его нужно переставить. После собирает аналитику по магазинам, мерчандайзерам, товарам и пр. В приложении можно отмечать причину отсутствия товара, что помогает правильно спланировать поставки.
Технологии — драйвер развития для ритейлера
Без автоматизации невозможно построить бизнес-процессы, которые обеспечат конкурентное преимущество. Пандемия COVID-19 доказала это. Сегодня скорость принятия управленческих решений, готовность быстро изменяться под требования рынка, возможность получить больше информации о покупателях и обеспечить персонализированный подход — ключевые компоненты для успешного бизнеса.
Сегодня технологии помогают ритейлерам создать для покупателей привлекательный потребительский опыт: уменьшить очереди, найти персонализированный подход, направить вовремя консультанта в торговом зале, гарантировать наличие нужного товара на полках. Все это помогает бизнесу привлечь больше покупателей в свои магазины, чем конкуренты, а значит, повысить свои KPI.