Борьба с пищевыми отходами: от фермы до вилки
Проблема пищевых отходов привлекает все больше внимания. В частности, с ней связаны как масштабный план «От фермы до вилки», утвержденный Европарламентом, так и рост популярности мероприятий, таких как Всемирный день продовольствия. Результаты конференции по изменению климата COP26 свидетельствуют о тесной взаимосвязи между изменением климата и пищевыми отходами. Эксперты согласны с тем, что вопрос пищевых отходов должен быть неотъемлемой частью текущей дискуссии о компенсации выбросов углерода.
Согласно исследованию ООН, около 931 миллиона тонн еды, или 17% от общего количества пищевых продуктов, доступных для потребителей, попадает в мусорные контейнеры домохозяйств, ритейлеров, ресторанов и других заведений общественного питания.
Итак, с чего стоит начать, чтобы разорвать замкнутый круг проблемы пищевых отходов?
Правда в том, что не существует единственного нарушителя, точно так же как и не существует единого решения проблемы. Необходимы инновации на всех этапах пищевой цепи. Как покупатели, мы можем делать более активный выбор в отношении того, как мы приобретаем и как используем продукты питания, чтобы в наших домах было меньше отходов. Как специалисты в области ритейла — обратить внимание на то, как используем технологии для отслеживания цепочек поставок пищевых продуктов и управления ими, а также то, как мы применяем полученные знания, внедряя инновации.
В качестве примера приведем скандинавскую фудтех-компанию LMK Group, которая доставляет кулинарные наборы для приготовления различных блюд — приблизительно 1,74 млн единиц в 2020 году — непосредственно к дверям своих клиентов. Используя специально разработанную модель машинного обучения, созданную на платформе Azure, LMK превратила процесс прогнозирования вероятных заказов от клиентов на искусство. Это означает, что компания заранее может предоставить своим производителям и поставщикам точный прогноз сроком до 10 недель, поэтому им не придется выращивать урожай, который они, в конце концов, не будут использовать. Сегодня LMK Group при производстве выбрасывает менее 1% пищевых отходов, что является невероятно низким показателем для сектора розничной торговли продовольственными товарами.
Не менее важной информацией, чем данные о том какие продукты выращиваются и производятся, является информация о том, как именно эти продукты попадают из фермы на вилку покупателя. Поскольку спрос на этические и устойчивые цепи поставок продолжает расти, возможность разрабатывать успешные программы ответственного поиска поставщиков приобретает все большую значимость.
Партнер Microsoft Transparency-One сотрудничает с компанией Danone — ведущим производителем пищевых продуктов и напитков, над тем, как компания может развить и ускорить внедрение своей программы восстановления сельского хозяйства (Regenerative Agriculture program). Платформа Transparency-One использует каскадную модель изображения цепочки поставок, которая связывает поставщиков между собой на всех уровнях цепи; это означает, что Danone может анализировать то, что делают ее поставщики, а также определять новые возможности для ферм-партнеров в сфере внедрения методов восстановительного сельского хозяйства.
Хранение продуктов в магазинах — еще один потенциальный источник значительного количества отходов. Например, случайно оставленные открытыми двери морозильной камеры могут привести к тому, что еда стоимостью несколько десятков тысяч евро испортится! Чтобы снизить риски возникновения этого вида коммерческих пищевых отходов, датский производитель Danfoss разработал сервис мониторинга, который при помощи датчиков следит, чтобы в холодильниках и морозильных камерах продуктовых магазинов поддерживалась соответствующая температура, и предупреждает персонал, в случае ее изменения.
Еще один пример: турецкий ритейлер Migros, который использует искусственный интеллект, для отслеживания статуса запасов фруктов и овощей на полках своих магазинов, а также информирует персонал об их состоянии; это значит, что продукты могут быть расставлены по приоритетам и попасть на продажу в свежем состоянии. В свою очередь, немецкий лидер в сфере ритейл технологій Bizerba устранил субъективный фактор в процессе принятия решений, касательно того, какие продукты стоит заказывать, и что делать с переполненными полками. Bizerba объединила свою инновационную технологію взвешивания с розничными системами стеллажей, в результаті чего возникли полки и станции самообслуживания в пекарнях, которые способны контролировать и проверять собственные запасы; если речь идет о печах, то они могут автоматически выпекать крендели, когда их запасы подходят к концу. Использование технологий Интернета вещей (IOT) для обеспечения динамического ценообразования, позволяет в режиме реального времени снизить цену на продукты из переполненных полок, что делает их более привлекательными для покупателей, и, опять же, снижает количество отходов.
В Microsoft мы стремимся помогать ритейлерам и брендам, сотрудничаем с ними над общими инновациями и разработкой решений следующего поколения, которые решают текущие проблемы бизнеса. Благодаря Microsoft Cloud for Retail мы помогаем нашим клиентам построить стойкую цепочку поставок, создавая централизованную систему, которая предоставляет многоканальные данные о запасах в режиме реального времени. Это позволяет более эффективно организовать выполнение заказов и помогает достичь оптимального уровня запасов.
Разумеется, что на всех этапах — от производства до дистрибуции, а после к потреблению — изменения произойдут в следствии инноваций и сотрудничества в рамках всей продовольственной экосистемы. Эффективная стратегия сокращения пищевых отходов должна учитывать спрос, предложение, операции и точки продаж; и она базируются на создании цепочки поставок, которая будет стойкой не по умолчанию, а по задумке.
В конце концов, предупреждение пищевых отходов начинается с каждого индивидуального решения про покупку и с каждого покупателя. Поскольку каждый из нас делает собственный вклад, и является важной частью общих усилий, как организаций, так и отдельных личностей, направленных на уменьшение нагрузки на планету.
_________________________________________________
Автор: Нина Лунд, руководитель департамента розничной торговли и потребительских товаров в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка)