All Retail
Опубликовано

«Сільпо», АТБ и VARUS закрыли почти все магазины в Донецкой области: как ритейлеры доставляют еду в прифронтовые города

Теги:
Сільпо
VARUS
АТБ
ЭКО маркет
LAFAR
Фото:
All Retail

Еще весной по всей Донецкой области закрылись почти все сетевые магазины «Сільпо», VARUS и АТБ по просьбе военной администрации (ОВА). Открытыми остались 4 торговых точки из 70. Полноценно работает только «ЕКО маркет».

Кроме того, в области осталось 35 рынков, это 28% от довоенного количества, как сообщают в Донецкой ОВА. Что касается продуктовых магазинов, то, по данным ОВА, в городах работает 70% из них.

Одна из главных проблем, с которой столкнулись ритейлеры в Донбассе, — это поставка товара. Если до начала активных боевых действий в регионе работали местные компании, которые отгружали товар прямо в магазины, теперь они прекратили работу, рассказывает президент ООО «Еко» («ЕКО маркет») Инна Мирошниченко. Ранее ритейлер наполнял маркеты из двух источников — с помощью локальных поставщиков и возил из Киева, а теперь доставляет самостоятельно — из распределительного центра в столице.

"ЕКО маркет" принял стратегическое решение работать на прифронтовых территориях и открываться одним из первых на деоккупированных, говорит президент ООО «Еко». По ее словам, ритейлер сознательно идет на риск для предотвращения гуманитарного кризиса. «ЕКО маркет» закрыл только один из семи работающих на Донбассе супермаркетов. Точки ритейлера открыты в Краматорске, Мирнограде, Бахмуте, Покровске и Константиновке.

Похожая ситуация и у небольшой сети LAFAR, работающей в Донецкой области и Киеве. Логистические компании не работают, поэтому компания нанимает частных перевозчиков, которые доставляют ее товары в магазины.

Поэтому ритейлеры стали реже пополнять товарные запасы в своих торговых точках. «ЕКО маркет» доставляет продукты дважды в неделю большегрузной машиной. По словам Инны Мирошниченко, это в разы меньше, чем пол года назад. Она называет героической работу двух водителей компании, выполняющих рейсы. LAFAR возит продукты трижды в неделю, хотя до начала полномасштабной войны поставки в магазины были ежедневными, рассказывает генеральный директор сети Алексей Василенко. Похожая ситуация и у АТБ, который доставляет товар три раза в семь дней.

Ассортимент, чеки, волонтеры

На днях сеть LAFAR закрыла один из своих супермаркетов в Константиновке, где до полномасштабной войны проживало около 100 000 человек. Причины — уменьшение количества потребителей из-за эвакуации из опасного места и уменьшение покупательной способности оставшихся. «Удорожание продукции, сложности с логистикой — и, как следствие, супермаркет стал нерентабельным, поэтому мы его закрываем», — говорит генеральный директор сети LAFAR Алексей Василенко.

По состоянию на первую декаду июля в области осталось 340 000 человек из 1,67 млн, о чем сообщал в эфире общенационального марафона глава Донецкой ОВ Павел Кириленко. Соответственно, уменьшилось количество чеков в сетях. Как сообщают в «ЕКО маркете», в целом по региону оно снизилось на 60%.

Что касается ассортимента, то в магазины доставляют только жизненно необходимые товары: это 400–500 позиций товаров, важных для поддержания жизни людей, рассказал начальник управления по корпоративным коммуникациям АТБ Сергей Демченко. Обычный ассортимент ритейлера — 2500–3000 наименований.

В «ЕКО маркете» количество наименований товаров уменьшилось вдвое от периода до начала боевых действий, говорит Инна Мирошниченко. «Львиная доля товарооборота сейчас приходится на социальные и товары первой необходимости, обеспечивающие базовые потребности населения», — объясняет она.

Однако чем ближе к линии фронта, тем хуже ситуация, говорят в Донецкой ОВА. В некоторые населенные пункты неподалеку от боевых действий продукты доставляют в основном волонтеры, рассказывает глава точки выдачи гуманитарной помощи «Тато Хаб» Александр Иванов. Это небольшие деревни на бахмутском направлении, объясняет он. «В магазины туда ничего не возят, даже микроавтобус не проедет из-за опасности», — говорит он. Волонтеры прорываются легковушками, быстро выгружают продукты и уезжают.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или