Favorite Food&Drinks: как дегустации создают новые возможности для пищевой индустрии и ритейла в Украине
Основательница конкурса Елена Синицына рассказывает, почему мероприятие уникально, что стоит за его концепцией и как участие в нем помогает поставщикам. Как именно участие в конкурсе может стать не просто дипломом на полочке, а реальной поддержкой для бизнеса, стремящегося изменять стандарты качества? Читайте в интервью All Retail с Еленой Синициной.
Когда на рынке появляются новые продукты, а потребители все более требовательны в своих предпочтениях, возникает потребность в объективной оценке качества. В Украине уже существуют специализированные конкурсы, оценивающие отдельные категории пищевых продуктов — от алкоголя до хлебобулочных изделий. Но достаточно ли таких мер для того, чтобы обеспечить бизнесу эффективную площадку для развития? Казалось бы, отдельные дегустационные конкурсы, хоть и помогают повысить узнаваемость продуктов, не всегда способны объединить разные отрасли и создать реальный бизнес-инструмент для производителей. Именно поэтому на рынке появился конкурс, объединяющий все пищевые категории и ставший мощной площадкой для бизнеса — Favorite Food&Drinks.
Добрый день. Начнём с истории. Когда и как возникла идея создать независимый конкурс?
Выбор вкусных и безопасных пищевых продуктов беспокоит всех. Что добавить в ассортиментный портфель, чтобы привлечь и удержать покупателей. Покупатели в свою очередь стремятся приобрести такие продукты, которые позволят не просто накормить семью и угостить гостей, но и удивить, придать смысл, эмоциональное удовольствие.
По моему мнению, в условиях широкого выбора пищевых продуктов необходимы маркеры, которые будут задавать ориентиры и облегчать выбор. Такими маркерами могут быть награды независимых профессиональных конкурсов, которые будут вызывать доверие у аудитории. Эксперты, которые проводят оценку продукции, должны быть если не известными широкой публике, то понятными своим профессиональным статусом.
В Украине существуют специализированные дегустационные конкурсы в отдельных товарных категориях, в частности, крепкий алкоголь, вино, пиво, сыры, хлебобулочные изделия. Однако эффективного бизнес-инструмента, который бы объединял все пищевые категории и предоставлял экспертное заключение, площадки для нетворкинга заинтересованных сторон не было. Несколько месяцев размышлений, консультаций с экспертами, представлявшими интересы различных игроков рынка, способствовали появлению проекта под названием Favorite Food&Drinks.
Чем конкурс Favorite Food&Drinks отличается от обычного маркетингового продвижения или тех же внутренних дегустаций в торговых сетях?
Иногда мы видим в торговых залах супермаркетов, как поставщики организуют стойки с промоутерами, которые угощают покупателей новыми продуктами. Во время таких промоакций почти не собирают и не систематизируют обратную связь от покупателей — что именно им понравилось или не понравилось, какие еще впечатления, мнения о продуктах у них есть. А часто покупатели не могут объяснить свои впечатления.
Во время профессиональных дегустаций «вслепую» эксперты четко определяют, какие преимущества или недостатки имеют образцы, и оценивают: внешний вид, вкус, аромат, степень прозрачности, хрусткость и т. д., в зависимости от вида продукта. Оценки по каждому продукту, каждому критерию вносятся лично дегустаторами в специально разработанную для дегустационного конкурса систему. Результаты оценки пищевых продуктов, предоставленных поставщиками дегустационных образцов, передаются им в Выписках из протокола дегустаций.
Для ритейлеров конкурс дает возможность не только прокачать свои сенсорные способности, пополнить банк рецепторов. Участие в качестве дегустатора это лучшая возможность ознакомиться с пищевыми продуктами различных товарных категорий, в короткий промежуток времени, без влияния внешних факторов (дегустаторы не знают ТМ, названий поставщиков, коммерческих условий), что позволяет сфокусировать внимание именно на органолептических свойствах, сенсорных впечатлениях от дегустационных образцов. В то время как в сетях информацию о поставщиках, который предоставил образцы трудно скрыть, поскольку к тому моменту, как продукция подается на рассмотрение ассортиментного комитета (на дегустацию), уже состоялись определенные коммуникации (встречи, определенные согласования и т.д.).
Ежегодно около 50% подаваемых на конкурс дегустационных образцов являются новыми разработками, с обновленным составом продуктами, импортируемыми которые только планируются к выводу на украинский рынок.
Может победа в конкурсе может стать инструментом развития бизнеса, а не просто дипломом для "галочки"?
С самого начала идея Favorite Food&Drinks заключалась в том, чтобы событие стало авторитетным и эффективным бизнес-инструментом, способствующим налаживанию бизнес-контактов, вводу и расширению ассортимента, привлечение внимания бизнес-сообщества и потребителей к вкусным и безопасным продуктам, чьи сенсорные характеристики, потребительские свойства являются отличными.
Как я уже говорила выше, производители получают обоснованную обратную связь по качеству продукции. Дегустаторы-ритейлеры могут оценить качество, а по желанию обновить или расширить ассортимент на полках. Ведь представители обеих сторон, чаще всего топ-менеджмент, встречаются, знакомятся на Закрытой встрече, во время церемонии награждения победителей.
Как происходит закрытая встреча?
И поставщики, и дегустаторы выражают взаимный интерес к знакомству и общению друг с другом. Поэтому формат закрытой встречи предусматривает такую возможность. Только победители Favoriye Foof&Drinks не только получают из рук дегустаторов награды, но и имеют возможность представить свою продукцию на мини-экспозиции. Дегустаторы с интересом знакомятся с поставщиками, чьи образцы продуктов они оценивали, уже имеют возможность рассмотреть упаковку, представить, как продукт может выглядеть на полках и т.д.
Отдельно отмечу, что кроме мини-экспозиции, вручения наград, нетворкинга, Оргкомитет готовит деловую программу, вопросы которой охватывают ключевые тренды пищевой индустрии и ритейла.
Есть ли у Вас кейсы, как ритейлеры реально используют результаты конкурса при формировании ассортимента?