All Retail
Опубликовано

«Эпицентр», Novus и «Сільпо» экспериментируют с солнечными электростанциями на своих магазинах — сколько они рассчитывают заработать?

Компании Novus, «Эпицентр» и «Сільпо» установили тысячи солнечных панелей. Интересуется этим и самый крупный ритейлер страны АТБ. Средний срок окупаемости солнечной электростанции – около трех лет. Сколько ритейлеры могут на этом сэкономить?

«Мы на пике работы СЭС перекрываем 95% своего летнего потребления», — делится результатами работы солнечной электростанции директор департамента разработки и контроля внутренних стандартов Novus Павел Будюков.

Ритейлер инвестировал в 200 кВт солнечных станций около 4,9 млн грн. Компания хотела проверить, на какую мощность рассчитана солнечная генерация. В ходе тестового периода Novus выяснил, что этот проект — финансово окупаемый (с помощью кредитов ЕБРР — 3,5 года), говорит Будюков.

Подобный срок окупаемости СЭС и у «Эпицентра». Компания установила 10 000 солнечных панелей на крышах пяти торговых центров в Киеве и Виннице. Общая мощность — около 6000 кВт. «Для установки солнечных панелей мы провели экспертизу и поменяли старую кровлю на новую, потому что погрузка панелей составляет 60–70 кг на кв. м крыши», — рассказал на форуме Forbes «Энергия бизнеса» операционный директор «Эпицентра» Максим Шеремет.

В общей сложности ритейлер имеет примерно 1 млн кв. м площадей кровли, на которые можно установить солнечные панели, добавляет он. Работа СЭС позволит удовлетворить около 30% потребностей ТРЦ, а выбросы в атмосферу СО2 будут до 2 млн т меньше в год, подсчитывает директор направления «Электротехника» «Эпицентра» Ангелина Бурлакова.

Солнечная электростанция сети Novus. Источник: Forbes.ua

Солнечными панелями стала пользоваться и «Сільпо». Компания пока имеет один «зеленый» супермаркет, на крыше которого с ноября 2022 установлено 664 панели. Каждая из них генерирует до 0,4 кВт⋅ч электроэнергии. За 10 месяцев магазин потребил почти 406 000 кВт·ч, произведенных собственной электростанцией.

"Эпицентр" и «Сільпо» не называют суммы инвестиций в СЭС. «1 кВт установленной мощности сейчас стоит $500, соответственно, примерные инвестиции „Эпицентра“ в установку СЭС — до $2 млн», — подсчитывает Сергей Проненко, основатель компании Solar Garden, продающей СЭС частному бизнесу.

Почему ритейлеры заинтересовались зеленой генерацией?

Экономия и свобода

Зимние блэкауты и летний рост цен на электроэнергию повысил спрос бизнеса на СЭС. В июле 2023 года НКРЭКУ установила новые предельные цены на электроэнергию для бизнеса. В вечерний пик потребления, с 19:00 до 23:00, верхняя предельная цена повысилась на 80%, до 7,2 грн/кВт⋅ч, а для дневных часов (с 7:00 до 19:00) — на 40%, до 5,6 грн/кВт⋅ч.

Это повлияло на производителей и ритейлеров. «Из-за роста и, соответственно, увеличения цены на газ, горюче-смазочные материалы, сырье, мы будем вынуждены поднять цену на продукцию на 5%», — рассказывал Forbes глава наблюдательного совета компании «Молочный Альянс» Сергей Вовченко. В сети «Коло», которая насчитывает более 240 магазинов, коммунальные платежи уже составляют третью по величине статью расходов после заработных выплат и арендной платы, говорила генеральный директор сети Марина Сергиенко.

"С начала 2023 года примерно на 40 млн грн ежемесячно мы чувствуем рост стоимости на электроэнергию«, — говорят в пресс-службе крупнейшего ритейлера страны АТБ. Компания рассматривает возможность установки солнечной электростанции.

Стоимость электроэнергии в Украине в перспективе 3–5 лет будет равна стоимости электроэнергии в Европе, считает директор департамента разработки и контроля внутренних стандартов Novus Павел Будюков. Впрочем, он не спешит говорить о поголовном тренде на СЭС среди ритейлеров. «О тренде, как правило, сообщают поставщики солнечных панелей, поскольку им выгодно их продать», — добавляет он.

Помимо собственных СЭС, ритейлеры внедряют энергосберегающие практики и технологии. К примеру, Auchan с 2015 года удалось снизить уровень потребления электроэнергии на 30% за счет снижения интенсивности освещения в торговых залах и уменьшения использования систем вентиляции в часы, когда меньше клиентов. В то же время Novus снизил потребность в потреблении электроэнергии на 20% благодаря модернизации систем отопления, вентиляции и кондиционирования.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или