All Retail
Опубликовано

Мультимиллионер Роман Лунин постепенно отказывается от магазинов «Велика Кишеня». Почему он решил сменить бренд с 20-летней историей?

Теги:
Велика Кишеня
Велмарт
Фото:
https://dengi.ua

К концу 2021 г. в Киеве закроются четыре из тринадцати магазинов «Велика Кишеня».

На их месте будут работать новые точки сети «Велмарт». Сейчас в ней – 35 магазинов. Обе торговые марки принадлежат компании Retail group Романа Лунина, 56. Его состояние Forbes в 2021 году оценил в $150 млн. Выручка Retail group в 2020 году составила 12,2 млрд грн, годом ранее – 11 млрд. 

Происходящее – часть процесса трансформации компании: Retail group постепенно отказывается от торговой марки «Велика Кишеня», заменяя ее на «Велмарт». По словам директора по маркетингу компании Алены Грабовской, «Велмарт» – более молодая, современная и успешная марка, именно поэтому в компании и делают ставку на нее. 

Но дело не только лишь в смене вывески. Новые магазины имеют другой формат. Если «Велика Кишеня» – это классический супермаркет с ценами выше средних, то «Велмарт» – это гипермаркет-дискаунтер. В каждой торговой точке – собственные пекарня, мясной цех, коптильня, фудкорты. «В «Велмарте» на Березняковской в Киеве – большой фудкорт в центре торгового зала, в Полтаве и Николаеве – рестораны на территории супермаркета, а в Чернигове и Херсоне – это станции фудкортов», – рассказывает Грабовская. 

Фото: velmart.com

Помимо этого, каждый «Велмарт» – достаточно самостоятельная единица. Управляющие команды на местах имеют право сами выбирать местных поставщиков, формировать часть ассортимента и ценовую политику. «Хэд-офис поддерживает только в силе закупки, в операционной части и во внедрении новых технологий в организацию работы магазинов», – говорит Грабовская. По ее словам, такая децентрализация позволяет компании динамично и оперативно реагировать на рынок. Действия дают результат: если 2019 году прибыль компании составила 2 млн грн, то в 2020-м — 63 млн грн.

Супермаркеты «Велика Кишеня» работают только в Киеве, по словам Грабовской, в компании пока не приняли решения, что будет дальше с этой торговой маркой. 

Retail group упустила момент, когда «Велику Кишеню» можно было популяризовать, считает директор исследовательской компании GT Partners Игорь Гугля. По его мнению, это можно было сделать в первое десятилетие двухтысячных, когда организованный ритейл в Украине только набирал обороты. Однако в 2010-х ритейлер заморозил развитие, говорит аналитик. Он поясняет, что именно территориальная экспансия обеспечивает узнаваемость торговой марки. По данным GT Partners, количество магазинов у Retail group стабильно с 2012 года, оно составляет около 60 торговых точек.

Возможная причина остановки роста – недостаток финансирования, полагает соучредитель компании по управлению коммерческой недвижимостью Retаil.Pro Артем Ретин. Бизнес Лунина так и не оправился от кризиса 2009 года, у компаний бизнесмена были большие долги перед банками. На конец 2009 года они должны были $92 млн, писало НВ. По данным издания, Лунин даже планировал продать 10–25% акций компании «Квиза трейд», управляющей «Великою Кишенею», чтобы привлечь $20–30 млн. Часть долга Лунин позже реструктуризировал, а часть выкупил у Фонда гарантирования вкладов в 2018 году с дисконтом 72%.

Плохую службу Retail group сослужила и мультиформатность. Кроме супермаркетов и гипермаркетов-дискаунтеров, ритейлер стал развивать сеть магазинов у дома «ВК Експрес» и деликатес-маркеты ВК Select. «Компания распылилась на маркетинг разных брендов», – поясняет Гугля. «Непонятно, зачем при таком небольшом количестве магазинов нужно было делать такую мультиформатность», – недоумевает Ретин. 

Еще одна возможная причина отхода от марки «Велика Кишеня» – имидж. Он был не самым лучшим, считает Ретин. Причина – не современный формат торговли, плохое техническое состояние действующих супермаркетов, непонятный покупателю ассортимент, высокие цены и проблемы со сроками годности. В истории «Великої Кишені» есть отравившиеся курами-гриль покупатели; кот, поедающий мясо прямо на прилавке; и голубь, клюющий печенье прямо из мешка в торговом зале. 

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или