All Retail
Опубликовано

Мерчандайзинг будущего: как компьютерное зрение уже помогает ритейлерам и производителям

Технологии проникли во все сферы жизни. Уже сегодня умные заводы используют цифровые двойники для повышения безопасности производства, искусственный интеллект управляет автомобилями, а мобильные операторы расширяют покрытие 5G для повсеместного использования интернета вещей, например, в телемедицине или производстве.

Ритейл не исключение. Аналитики считают, что к 2023 году половина продавцов, которые автоматизируют бизнес-процессы, увеличат чистую прибыль на 35% и повысят лояльность потребителей на 10%.

Сегодня успех бизнеса определяется не только продуктом, но и тем, как компания взаимодействует с клиентами. На всех этапах покупки она должна сделать это лучше, чем конкуренты. Выиграть борьбу помогают новые технологии. Автоматизация, компьютерное зрение и нейросети — главные драйверы успеха, — считает Анастасия Бордак, руководитель ИТ-решения для ритейла в компании IBA Group. Вместе с ней разберемся, зачем автоматизация нужна ритейлу.

Ручной труд или автоматизация в ритейле

Производители, дистрибьюторы и ритейлеры борются за внимание покупателей. Для этого они улучшают и автоматизируют бизнес-процессы с помощью инструментов, которые часто не связаны между собой. К этим инструментам относятся MS Excel, open source CRM, отдельные мобильные приложения и пр.

Такой подход покрывает только часть процессов и оставляет много ручных операций, а данные разрознены и не защищены. Но есть выход — использовать отраслевые ИТ-решения. Они автоматизируют все этапы бизнес-процессов, ускоряют их, делают прозрачными для каждого участника, дают подробную аналитику и сводят к минимуму человеческий фактор.

Сравним ручной и автоматизированный подходы к трем этапам мерчандайзинга: формирование выкладки, составление заданий для мерчандайзеров и получение аналитики.

Автоматизацию рассмотрим на примере Goods Checker.

Goods Checker — экосистема для автоматизации процессов мерчандайзинга: составление планограмм, маршрутов для мерчандайзеров, сравнение фактической выкладки с планограммами и получение аналитики.

Бизнес с помощью решения может грамотно организовать мерчандайзинг и повысить продажи. Менеджерам, в свою очередь, не нужно разбирать фотографии вручную, они могут больше времени уделять аналитике, а мерчандайзеры сразу видят, какие товары стоят не на своих местах.

Формирование выкладки

Многие покупатели ходят в магазин без точного списка покупок. Некоторые товары они покупают спонтанно, потому что увидели их на полке в магазине. Согласно мнению экспертов, 80% решений о покупке товаров покупатели принимают прямо в магазине.

Источник: www.supermarketnews.com

Ведь основную информацию человек воспринимает зрительно, поэтому важно выставить товар так, чтобы он оказался в поле зрения покупателя и затем в его корзине. Ключевую роль в этом процессе играет планограмма.

Обычно планограммы создаются в MS Excel. Это простой инструмент, и сотрудников не нужно обучать работать с ним. Но в то же время в нем долго составлять планограммы, тяжело добавлять изображения товаров и трудоемко поддерживать документ в актуальном состоянии. Часто на планограмме в MS Excel сложно понять «реальную картинку» выкладки.

Рассмотрим, как формируются планограммы в Goods Checker. В приложении можно создавать, копировать и редактировать планограммы. У него понятный интерфейс, в котором товары перемещаются способом drag-and-drop.

С Goods Checker планограмму можно сохранять в форматах MS Excel или PDF, чтобы использовать в полевых работах и для согласования с руководством. Goods Checker упрощает работу с планограммами и делает их понятными.

Клиенты, которые уже использовали Goods Checker, поделились результатами: менеджеры быстрее формируют и тиражируют планограммы, поддерживают их в актуальном состоянии.

Например, планограмму на 100 SKU можно сделать за минуту.

Полевые работы: проверка выполнения планограмм

Эффективность полевых работ напрямую влияет на продажи. Поэтому требуется грамотная организация процессов: выкладка товаров в торговом зале, контроль правильной расстановки товаров и POS-материалов. Кроме того, мерчандайзеры собирают информацию с полей, которую можно использовать для планирования продаж и оценки действий конкурентов.

Часто компании используют мессенджеры для постановки задач и общения с мерчандайзерами. Это один из самых доступных инструментов для этой задачи, так как мессенджеры есть у всех, и не нужно закупать программы и обучать сотрудников. Но мессенджеры имеют ряд недостатков. Информация в них не синхронизируется с корпоративной системой, данные не структурированы, не конфиденциальны и легко могут быть удалены.

Рассмотрим, как модуль Check&Go экосистемы GoodsChecker решает эту задачу.

В модуле есть веб-приложение для менеджеров, где они могут формировать задания и маршруты полевых сотрудников. Задания включают текстовые поля, списки дел с чекбоксами и возможность прикрепить фотографии с результатами выполненной работы.

Для полевых сотрудников есть мобильное приложение, которое помогает им выполнять задания менеджеров и проверять выкладку товаров в режиме реального времени.

В результате менеджеры клиентов быстрее формируют и проверяют задания сотрудников. Руководители и маркетологи выстраивают чёткую систему мерчандайзинга, собирают агрегированные и достоверные данные с полей.

Пример. Крупный производитель сигарет контролирует работу мерчандайзеров и использование оборудования. 100+ мерчандайзеров присылают фотографии из 5000 магазинов. 60 000 фотографий анализируются ежемесячно автоматически, точность распознавания выше 90%.

Аналитика

К менеджерам поступает очень много фотографий и других данных от мерчандайзеров. Необходимо проверить все снимки, чтобы объективно и точно оценить проделанную работу, свести все данные воедино. На основе отчетов менеджеры хотели бы видеть, как работает выкладка, какое положение занимают на рынке компания и ее конкуренты.

Часто менеджеры проверяют фотографии от мерчандайзеров на соответствие KPI вручную. Процесс получается трудоемкий и долгим, фотографии оцениваются субъективно. В результате аналитические отчеты формируются с задержкой или на основе неполных данных.

Мерчандайзеры фотографируют стеллаж, а Goods Checker при помощи ИИ проверяет фотографии — сравнивает фактическую выкладку с планограммой.

Приложение способно обнаружить пропуски товаров там, где они отсутствуют на выкладке, но должны быть на планограмме. Если выкладку товара невозможно привести в порядок, то в Goods Checker можно указать причину: нет на складе, поломка оборудования и др.

Автоматизация поможет повысить качество и скорость процесса. Менеджерам больше не нужно обрабатывать фотографии вручную, так как Goods Checker делает это автоматически. Маркетологи получают детальную и своевременную аналитику по магазинам, товарам, мерчандайзерам.

Клиенты улучшили организацию полевых работ полевых работ по соблюдению планограмм, что помогло повысить продажи на 5-7%.

Теперь супервайзеры проверяют все фото, отслеживают причины, почему не соблюдаются планограммы, а руководители устанавливают реальные KPI и объективно оценивают сотрудников.

Пример.

Менеджеры крупного производителя сигарет должны обрабатывать около 60 000 фотографий ежемесячно. Они физически не успевали просмотреть все снимки вручную. С Goods Checker количество проанализированных фотографий выросло в несколько раз и достигло 100%. Клиент оценили качество работы мерчандайзеров и представленность SKU, а также размещение и использование оборудования в различных разрезах.

При запуске новых товаров Goods Checker распознавал их с момента выхода на рынок. Благодаря этому менеджеры смогли проанализировать представленность ключевых позиций со старта продаж.

Автоматизация — неотъемлемая часть ритейла

Ритейл — отрасль, которая всегда готова экспериментировать и внедрять инновации. Технологии помогают узнать покупателя лучше, сформировать персональные предложения, а также облегчить работу персоналу. Лояльные сотрудники — важный ресурс, чтобы обойти конкурентов.

Комплексные ИТ-решения, наподобие Goods Checker, являются первым шагом к грамотной автоматизации бизнеса. Они охватывают бизнес-процесс полностью, что повышает его качество и скорость выполнения. Автоматизация помогает найти «узкие места» в процессах, получить больше актуальных качественных данных для принятия управленческих решений и повысить продажи.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или