All Retail
Опубликовано

COVID-19 в Польше с точки зрения торговли: кто и когда заработал на коронавирусе

За два года пандемии частота покупок товаров повседневного спроса снизилась на 13% c одновременным увеличением стоимости покупательской корзины на четверть. Однако это время не было так щедро ко всем каналам продаж. Данные института GfK Polonia показывают, кто из них больше всего выиграл, а кто потерял.

Данные, представленные в ходе вебинара «FMCG-рынок и покупатель: сегодня и завтра. Польский покупатель в условиях пандемии» в рамках Insigt Summit Poland 2021 ясно показывает, что первый и второй годы COVID-19 выглядели совершенно иначе с точки зрения розничной торговли — пишет wiadomoscihandlowe.pl

Щедрый год для многих, но не всех

- В 2020 году «в плюсе» оказалось много магазинов, предлагающих товары повседневного спроса, в том числе в основном продукты питания, — подчеркивает Михал Максимец, глава отдела по работе с клиентами GfK Polonia. Пандемия в Польше явно придала крылья дискаунтерам, которые с начала 2020 года по третий квартал включительно зафиксировали рост стоимости покупок по сравнению с аналогичным периодом годом ранее на 15,4%. Местные супермаркеты и мелкие магазины, как сетевые, так и несетевые, также выиграли. Стоимость покупок в них увеличилась на 13,1%, 7,9% и 6,2% соответственно.

С другой стороны, специализированные магазины малого формата отметили небольшой минус (снижение на 0,2%). Более крупно потеряли гипермаркеты (снижение на 2,3%), которые эксперт института GfK Polonia связывает с выходом сети Tesco из Польши.

- В этот период, также благодаря соображениям безопасности, выиграли магазины возле дома, а также те, где можно купить больше всего товаров и, таким образом, позаботиться обо всех основных потребностях. Итак, здесь проявилось двуе тенденции — близости и универсального шоппинга, — объясняет Михал Максимец.

Отворот от мелкого формата

На второй год пандемии ситуация для большинства форматов розничной торговли стала менее красочной. Прирост стоимости покупок за девять месяцев 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020 года отметили только два канала: дискаунтеры, где он составил 11,2%, а также местные супермаркеты (+ 1,6%).

Малоформатные сетевые магазины отметили упадок на 4,4%, а несетевые — на 7,2%. Дальнейшее ухудшение результатов наблюдалось и относительно специализированных малоформатных магазинов. По данным GfK Polonia, стоимость покупок в них снизилась на 4%. Гипермаркеты тоже были ниже черты, но их котировки немного улучшились — они снизились на 2,1%.

Стоимость покупательской корзины стремительно растет

Как подчеркнул Михал Максимец, пандемия привела к значительному изменению покупательского поведения, измеряемого таким показателем, как частота посещений магазинов. — При сравнении данных за первые девять месяцев 2021 и 2019 годов, то есть за двухлетний период, частота покупок FMCG снизилась на 13%. С точки зрения посещений магазинов, это на 35% меньше и является значительным показателем, — говорит он, добавляя, — что ограничение посещения торговых точек было более заметным в первый год пандемии. В настоящее время наблюдается меньшее снижение частоты покупок или их замедление.

В то же время средняя стоимость корзины FMCG увеличилась на 25% за два года, и аналитики GfK Polonia отмечают этот рост по всем каналам продаж. Наибольшее изменение произошло в случае небольших несетевых магазинов (+29%), местных супермаркетов (+27%) и дискаунтеров (+23%). Дискаунтеры также были единственным типом магазинов (помимо онлайн-канала), где клиенты покупали товары повседневного спроса не реже, а чаще, чем до пандемии.

Дискаунтеры укрепляют свои позиции

Изменения, произошедшие в покупательских привычках потребителей, отражаются на долях отдельных каналов в FMCG-покупках домашних хозяйств. — Относительно дискаунтеров — это +38,5%, что означает, что за два года с начала пандемии, их канал продаж вырос почти на 6%. Это увеличение действительно огромное и показывает, кому пандемия действительно помогла больше всего, — резюмирует Михал Максимец.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или