Сети говорят, что с полок могут исчезнуть социальные продукты. Это правда?
- Фото:
- agropolit.com
Крупнейший продуктовый ритейлер АТБ-маркет (более 1000 магазинов) и украинское подразделение немецкой сети Metro C&C заговорили об угрозе дефицита наиболее востребованных товаров, в том числе гречихи, сахара, яйца и т.д.
Торговать такими товарами стало невыгодно после ограничения государством наценки на уровне 10%, уверяют в компаниях. Вроде бы это подтолкнет торговые сети сокращать закупки или придержать товар до лучших времен.
После введения запрета прошло достаточно времени. Но «обесцененный» товар до сих пор остается на полках супермаркетов. Когда ждать дефицита? LIGA.net расспросила об этом участников рынка.
Что произошло?
Кабмин начал вводить ограничения на наценку «социально значимых продуктов» в конце декабря. Первыми в список попали батон и растительное масло. Через 13 дней, к нему добавили еще девять товаров: хлеб ржано-пшеничный, гречка, сахар, мука пшеничная высшего сорта, макаронные изделия украинского производства (вермишель из муки высшего сорта), птица (куриная тушка), пастеризованное молоко жирностью 2, 5% (в пленке), куриные яйца категории С1, сливочное масло жирностью 72,5%.
Согласно правительственному решению, на момент действия карантина на список этих товаров нельзя завышать цену более чем на 10% (сюда входят расходы на рекламу, маркетинг, логистику).
Участники рынка не в восторге. В Metro C&C заявили, что госрегулирование «возвращает к советским методам плановой экономики» и «может привести к дефициту товаров на полках магазинов» … «Продавать такие товары ритейлу будет невыгодно, поэтому заказы у производителей могут уменьшаться...», — говорится в прессрелизе Metro C&C в Украине.
Наценка до 10% не покрывает расходы компаний на логистику, сезонное списание и другие операционные услуги, что «вполне может привести к приостановке реализации указанных (в перечне Кабмина. — Ред .) продуктов питания» , заявил СЕО АТБ Борис Марков на своей странице в Facebook. И добавил, что приостановка возможна "до момента налаживания всех процессов и понимания порядка их ценообразования".
Ритейлеры говорят, что в Кабмине не совещались с ними и не дали переходный период для адаптации к новым условиям в своих бизнес-процессах.
Опустеют ли полки?
Будут ли покупать у АТБ и Metro C&C меньше товаров у производителей и вообще приостановят ли продажу соцтоваров?
Борис Марков из АТБ через несколько дней после первого заявления написал, что АТБ-маркет не планирует прекращать продажу соцтоваров: «А вот у других операторов рынка — открытый вопрос», не уточнив о каких сетях речь. В пресс-службе корпорации ответили LIGA.net, что вопрос с доступностью продуктов прежде всего затронет небольшие локальные ритейлеры, с ограниченным количеством магазинов. В Metro C&C на запрос не ответили.
Социально значимые продукты – это базовый товар, который есть почти в каждой корзине покупателя. В первую очередь речь идет о молоке, хлебе, поэтому сетям невыгодно отказаться от его продажи. «Потери от продажи продуктов, где наценка превышает 10%, сети будут покрывать на средства [более рентабельных. — ред.] других товаров», — отметил LIGA.net бывший топ-менеджер сети, входящей в пятерку крупнейших.
LIGA.net спросила еще четыре продуктовые сети о последствиях, которые могут повлечь за собой госрегулирование цен на продукты. Собеседники были более осторожны в своих прогнозах. «Дефицит может затронуть импортные товары, потому что наценка до 10% не покрывает расходы. Больше ничего сказать не могу. Правительство пошло на диалог. И сейчас идут обсуждения всех накопившихся у ритейлеров вопросов. Готовы говорить после того, как ситуация прояснится», — рассказали LIGA.net в одной из крупных сетей.
Впрочем, пустых полок ждать не стоит. Опыт госрегулирования наценки на товары показывает, что дефицита товаров не было. Все давно научились играть по популистским правилам — появилось молоко 2,6% жирности и масло жирностью 73%», — рассказал LIGA.net Дмитрий Каширин, который около 20 лет отвечал за коммерческие закупки в сетях Большая Кишеня и Эко-маркет. Он предполагает, что может сократиться предложение в ассортименте регулируемых товаров или они станут дороже, но к их исчезновению это не приведет, а спрос будет распределяться благодаря товарам-аналогам.
Продукты будут дорожать?
Первый замминистра аграрной политики и продовольствия Тарас Высоцкий говорил, что госрегулирование наценки поможет обеспечить потребителя доступными продуктами. По его словам, "предельный размер торговой надбавки сделает невозможным манипуляцию ценами, стабилизирует рынок розничной торговли товарами и внедрит прозрачный механизм ценообразования". В 2021 году больше всего подорожали сахар – на 61,5%, масло – на 57,7%, яйца – на 47%.
Госрегулирование наценки на последнем звене – в ритейле – сдерживать цены на товар не будет, говорит Каширин. "Если смотреть на цепочку, у аграриев дорожает сырье, производители закупает по этой цене и закладывают его в продукт. Соответственно на выходе растет закупочная цена для розничных сетей, которые ставят свою надбавку. Так что цена для покупателя расти не перестанет. Ограничат только заработок продавца", – поясняет он.
Рост цен на продукты питания (который пытается сдержать правительство. – Ред.) связан не с повышением (ритейлерами. – Ред.) торговых наценок, а с ростом отпускных цен со стороны производителей, говорится в заявлении Ассоциации ритейлеров Украины. Последние вынуждены это делать из-за подорожания газа и других составляющих себестоимости продукции. По данным Украинской энергетической биржи, в январе 2021 года средняя стоимость газа для бизнеса составляла 7924 грн за тысячу куб.м, а в январе этого года – 71 409 грн. Скачок обусловлен ростом цен на энергоносители на мировом рынке в 2021 году.
Кабинет министров пытается решить проблему с подорожанием газа для производителей социально значимых товаров – он ввел "льготные" цены на топливо для более 6000 производителей за счет снижения маржи частных газодобытчиков. Поможет ли это спасти компании от остановки и сдержит ли инфляцию, пока не ясно.
В Национальном банке Украины также считают, что госрегулирование цен на продукты окажет ограниченное влияние на инфляционные процессы. Потому что "текущий инфляционный всплеск прежде всего обусловлен ростом себестоимости продукции, а не значительным расширением или бумом потребительского спроса", заявил 20 января зампредседателя НБУ Сергей Николайчук. "Если говорить о будущем – то, конечно, мы всегда говорили, что предпочитаем рыночные методы управления инфляционными процессами, прежде всего за счет монетарной политики", – подытожил он.
Инфляция. По итогам 2021 года инфляция в Украине составила 10% – это рекорд за последние четыре года. Согласно Нацбанку, он обусловлен высокими мировыми ценами на энергоносители, сырье и комплектующие. Поэтому Украина переживает ценовой бум не в одиночку. Например, в соседней Польше инфляция побила 20-летний рекорд, а в США – 40-лет. В ноябре 2021 года стоимость продуктов в мире достигла 10-летнего максимума, подсчитали в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). В годовом исчислении цены выросли на 27,3%.
"Нынешний ход правительства – это популизм, в очередной раз призванный показать, что они могут административно влиять на рынок. За время отмены регулирования цен на социальную группу товаров (с 2017-го по 2021-й) ритейлеры существенно не поднимали наценку… в отличие от того, как это пытаются представить власти", – добавляет Каширин.