All Retail
Опубликовано

Как изменился украинский ритейл в 2021 году: довоенное исследование «Делойт» в Украине

«Делойт» в Украине исследовал, как изменилось потребительское поведение украинцев в течение 2021 года, возобновились ли покупательские привычки с активным распространением вакцинации, а также какие тренды прослеживаются в потреблении товаров разных категорий – от пищевых продуктов, одежды, обуви до электроники и детских товаров.

Результаты этого исследования должны были быть опубликованы в начале марта 2022 года.

«Мы думали над тем, стоит ли обнародовать результаты исследования, ведь сейчас ситуация претерпела кардинальные изменения, но его выводы — это наши с вами довоенные реалии. После победы данные исследования могут быть использованы для анализа и мониторинга восстановления ритейл-сектора и страны. Искренне верим, что уже последующие исследования сможем презентовать украинскому бизнесу в Ялте, Донецке, Луганске, Мариуполе и других украинских городах», — отметил Александр Ямпольский, директор, руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции «Делойт» в Украине.

Предлагаем вашему вниманию ключевые выводы довоенного исследования.

Тренды потребительского поведения

  • 60% украинцев считают, что их потребительские привычки в 2021 году не отличаются от докарантинного периода.
  • 96% украинцев хотя бы иногда пользуются бесконтактной оплатой, из которых 27% делают это для оплаты всех товаров и услуг и почти не пользуются наличными.
  • Более половины своего бюджета украинцы тратят на продукты питания и обязательные платежи. В среднем только 8% своего бюджета украинцам удается экономить.
  • Более половины респондентов отмечают, что по сравнению с докарантинным периодом они реже посещают рестораны и бары (53%). Менее 40% украинцев ответили, что стали тратить больше на лекарства в аптеке, в отличие от 2020 года.
  • Тройка популярнейших категорий товаров, на которых экономили украинцы в 2021 году: досуг и развлечения вне дома (74%), мебель и товары для дома (68%), парфюмерия (67%).

Онлайн vs офлайн

  • Уже второй год подряд наблюдается преобладание темпов роста онлайн над офлайн-шопингом. 22% респондентов отметили, что стали покупать чаще онлайн, и только 9% покупают чаще офлайн.
  • 44% респондентов беспокоятся за сохранение своих данных при совершении покупок через Интернет, однако это беспокойство снизилось на 6 процентных пунктов по сравнению с 2020 годом.
  • Для большинства респондентов наличие скидки/кэшбэка за покупку влияет на решение приобрести товар (73%). Более всего это характерно для таких категорий, как одежда, электроника и бытовая техника. Это релевантно как для покупок в традиционных магазинах, так и через Интернет.

Спрос на товары разных категорий в 2021 году

  • Наиболее популярными онлайн-сервисами среди украинцев в 2021 году были: сервисы видеосвязи, стриминговые видео, фильмов и сериалов, а также музыкальные стриминговые сервисы. Ими пользовалось более половины респондентов.
  • Абсолютное большинство украинцев (99%) покупают продукты питания в обычных магазинах. Однако средний чек в онлайн-магазинах на 25% выше, чем в офлайн-магазинах.
  • Косметические средства украинцы предпочитают покупать офлайн (93%). Однако доля тех, кто покупает косметические средства онлайн, выросла по сравнению с 2020 годом на 17%. Экологичность и натуральность продукции является достаточно существенной характеристикой для потребителей косметических средств и парфюмерии — 87% украинцев предпочитают экологически чистый продукт.
  • 27% украинцев отметили, что стали меньше тратить на алкогольные напитки по сравнению с докарантинным периодом.
  • Одежду и обувь украинцы активно покупают как офлайн (99%), так и онлайн (87%). В среднем только у 37% украинцев есть любимые бренды — один или несколько.
  • Большинство респондентов (84%) пользуются сервисами доставки продуктов и готовой пищи. Самыми популярными из них являются Glovo (21%), собственные службы доставки ресторанов (13%) и магазинов (13%) и Raketa (12%).

Туризм и путешествия

  • 69% украинцев отметили, что в 2021 году совершили хотя бы одно путешествие по Украине. В то же время, за границу путешествовал только каждый третий респондент.

Полную версию исследования «Потребительские настроения украинцев в довоенный период» читайте по ссылке.

Справка: опрос украинцев, который лег в основу исследования «Потребительские настроения украинцев в довоенный период», был проведен в ноябре 2021 года. Респонденты — более 1600 потребителей старше 16 лет из всех регионов Украины (кроме временно неподконтрольных правительству Украины районов Донецкой и Луганской областей, а также временно оккупированной АР Крым), которые прошли онлайн-опрос по квотированной выборке, соответствующей социально-демографическому портрету населения Украины.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или