Николай Палиенко, EVO: Карантин увеличил темпы роста электронной коммерции в Украине
- Фото:
- RAU
Украинская группа EVO — это один из крупнейших и наиболее успешных e-commerce игроков страны. Ее маркетплейс Prom.ua стабильно входит в число самых посещаемых онлайн-площадок Украины. Стабильно растут и другие проекты группы, в том числе Kabanchik, Crafta, Bigl.
По словам сооснователя EVO Николая Палиенко, нынешний карантин еще больше ускорил темпы роста бизнеса и украинской онлайн-торговли в целом. В интервью RAU предприниматель рассказал о том, с чем было связано прошлогоднее замедление рынка, насколько существенно эпидемия коронавируса увеличила темпы его развития, и почему AliExpress или Amazon не спешат выходить в Украину.
— По вашим данным рынок электронной коммерции в 2019 году вырос на 17%, в то время как годом ранее рост составлял около 30%? С чем связано снижение темпов развития?
— На самом деле, очень сложно измерять e-commerce. У нас в стране никто не знает даже долю теневой экономики, не говоря уже о точных данных в том или ином сегменте. По нашим оценкам, реальная цифра роста e-commerce в прошлом году находилась в пределах от 15% до 25%. Но в любом случае — это существенное замедление рынка.
За все 12 лет нашей работы в онлайн-торговле в прошлом году были самые низкие темпы роста e-commerce. Даже в кризисном 2014-м рынок развивался быстрее.
Думаю, что замедление в первую очередь связано с тем, что в 2019-м очень динамично росла офлайн-торговля. У населения существенно увеличились зарплаты, выросла покупательская способность. Наблюдался некий реннесанс потребительских настроений. В итоге рынки офлайна и онлайна выросли практически одинаково. В то же время, уже в первые месяцы зимы мы увидели, что темпы роста онлайн-торговли увеличиваются, а когда ввели карантин, они увеличились еще больше.
— Какие результаты в прошлом году продемонстрировала группа EVO? Как вырос товарооборот? Какие маркетплейсы росли быстрее других?
— Наш рост товарооборота был немного выше среднерыночных темпов роста. Мы не раскрываем точные данные продаж, но могу сказать, что количество заказов выросло на 20% год к году. Разумеется, у нас есть площадки, которые растут быстрее. Если Prom.ua вырос на 20%, то продажи на Shafa.ua увеличились еще больше, потому что сегмент одежды в принципе растет быстрее. Ну и маленькие площадки растут быстрее из-за эффекта низкой базы.
— Какую долю украинского рынка по результатам 2019 года заняла группа EVO?
— Нам очень тяжело считать свою долю, поскольку мы со своими маркетплейсами, по сути, конкурируем не только с интернет-магазинами, но с глобальными мировыми игроками — поисковиками и социальными сетями. Многое зависит от того, что считать электронной коммерцией. . Сейчас многие ритейлеры стали омниканальными и даже они не всегда могут посчитать, что продают в онлайне, а что — в офлайне. С учетом того, что мы растем быстрее рынка, наша доля немного растет.
Мы объединяем десятки тысяч предпринимателей, чтобы пользовательский опыт покупателей не отличался от опыта у больших ритейлеров.
В период, когда многие предприниматели лишились возможности продавать офлайн, они смогли существенно нарастить онлайн. Думаю, что нынешняя ситуация в целом даст еще больший толчок развитию онлайн-торговли. Ведь многие предприниматели поняли, что онлайн — это отличный способ диверсифицировать свои каналы продаж.
— Какие товарные категории в украинском e-commerce заняли наибольшую долю в 2019 году и какие из них росли наиболее активно?
— Традиционно самые большие категории в украинском e-commerce — это техника, электроника, одежда и обувь. К примеру, у группы EVO одежда и обувь занимает порядка 15%, техника и электроника порядка 10% ). Существенную долю также занимают товары повседневного спроса, косметика и парфюмерия — около 10%. Что касается прошлого года, то наиболее активно росли товары для дома, авто\мото и книги. Но сейчас ситуация немного изменилась.
— Тогда поговорим о текущей ситуации. Как эпидемия коронавируса влияет на развитие e-commerce в Украине и мире? Выросла ли динамика роста маркетплейсов EVO в период карантина?
— В период карантин ситуация менялась очень динамично. Когда только ввели карантин, у многих в Украине была паника, в том числе — у покупателей. Поэтому изначально продажи практически не росли. Но постепенно, неделя за неделей, продажи увеличивались, а пик роста был в конце апреля-начале мая.
По мере смягчения карантина и возобновления работы офлайн-розницы темпы роста товарооборота снизились, но и сейчас они выше, чем до введения карантина. Это значит, что эпидемия и карантин увеличили темпы роста электронной коммерции в Украине.
Изначально люди покупали все, что нужно в период самоизоляции — гречку, маски, санитайзеры. Продажи одежды в это время существенно просели, и мы думали, что с этим сегментом вообще будет катастрофа. Но постепенно потребители начали покупать и одежду, а к концу карантина она и вовсе побила все рекорды продаж. Учитывая, что в офлайне ее практически не было, то весь спрос перетек в онлайн. Сейчас мы видим, что ситуация нормализовалась: все категории подросли и стабилизировались.
— Если сравнить эти два месяцах карантина — со средины марта по средину мая — с аналогичным периодом прошлого года, то каким был рост товарооборота в группе EVO?
— Если до карантина наши темпы роста были в пределах 25-30%, то в период ограничений темпы роста выросли до 60-80% год к году. В мае, несмотря на смягчение карантина, рост также был выше докарантинных показателей. Думаю, что в июне и в последующие месяцы рынок продолжит расти ускоренными темпами.
Во время карантина многие люди покупали онлайн, прониклись этим и поняли, насколько это удобно.
Мы, в свою очередь, также активно развивались и внедряли новые сервисы. К примеру, во время кризиса запустили безопасную оплату. Она подразумевает, что пока клиент не получит товар, мы не передаем деньги продавцу. Это удешевляет саму транзакцию и как нам кажется, делает ее более удобной. Считаем, что за этим будущее, ведь при такой схеме у клиента будет большее доверие к онлайн-торговле. А значит — будет больше покупок в интернете и рынок в целом будет расти.
— Чего ожидаете по итогам 2020 года: насколько вырастет рынок и к каким существенным изменениям может привести коронавирус и глобальный экономический кризис?
— В этом году, наверное, особенно популярно сценарное планирование, потому что существует много сценариев дальнейшего развития событий. Никто не понимает, будет ли повторение карантина летом или осенью, никто не знает, каким будет выход из этого карантина и так далее. Существует много неопределенностей. При базовом сценарии нашего правительства и Нацбанка, которые считают, что большого кризиса не будет, электронная коммерция в этом году вырастет больше, чем в прошлом году.
Очевидно, что нынешний кризис увеличил скорость движения Украины в цифровое будущее.
Мы это видим по тем проектам, которыми управляем. К примеру, у нас есть сервис электронного документооборота Вчасно. Этот рынок довольно консервативный, бизнес в Украине привык к бумажным документам, поэтому очень сложно переходит на электронный документооборот. Несмотря на это, последние три года сервис Вчасно стабильно рос. А с началом карантина, когда оказалось, что электронные документы — практически единственный способ взаимодействия, темпы роста существенно увеличились и продолжают расти. Думаю, то же самое будет и с электронной коммерцией.
За время карантина мы сделали несколько больших шагов вперед, доля онлайна выросла. По нашим оценкам, в Украине она составляет около 7-8% от общего розничного товарооборота.
Но у нас остается огромный потенциал для роста, ведь в том же Китае доля онлайна составляет 22-25%. Если украинский e-commerce вырастет до какого-то критического значения, то к нему будет совсем другое отношение. Как со стороны потребителей, так со стороны бизнеса. А это, в свою очередь, еще существенней ускорит темпы роста отрасли. Если говорить только о группе EVO, то в этом году мы ожидаем рост на 30-40%.
— Как считаете, какие перспективы в e-commerce у продуктов питания? Способны ли они занять весомую долю рынка?
— Очевидно, что развитие этого сегмента требует больших инвестиций — нужно изобретать новые способы и форматы. Существующая в Украине модель, когда курьер приезжает в офлайн-магазин и там собирает заказ, а потом доставляет его клиенту домой, сильно проигрывает из-за дороговизны операционного обслуживания. В Украине все еще очень немногие готовы платить за этот сервис, потребители предпочитают экономить на продуктах питания.
Но мировой опыт свидетельствует о том, что сегмент продуктов питания в онлайне может быть достаточно развитым.
— В 2018 году EVO объединился с другим крупным игроком украинского e-commerce — Rozetka.ua. Насколько успешным считаете это объединение? Что дала сделка двум компаниям?
— Нужно сказать, что бизнесы Rozetka и EVO были успешными до объединения, и продолжают быть успешными после. Мы лидируем на украинском рынке электронной коммерции и продолжаем активно расти. А объединялись мы по нескольким причинам. Во-первых, мы понимаем, что для развития индустрии нужно инвестировать в инфраструктуру. Во-вторых, намного эффективнее и дешевле делать это вместе, чем по отдельности.
Сейчас мы развиваем финансовое направление, самостоятельно обслуживаем свои транзакции, внедряем другие проекты, которые повышают нашу операционную эффективность и делают наши площадки удобными для продавцов и покупателей.
Ну и в-третьих, мы понимаем, что в Украину в любой момент могут прийти большие зарубежные игроки. И противостоять им совместно с Rozetka будет гораздо проще, чем по отдельности.
— По вашему мнению, когда можно ожидать выход крупных международных онлайн-ритейлеров на украинский рынок?
— По нашим наблюдениям, международные компании не спешат выходить в страны с сильными локальными игроками. Украина одна из них. Поэтому мировые онлайн-ритейлеры более осторожно относятся к нашему рынку. В то же время, нельзя сказать, что AliExpress или Amazon не присутствует в Украине. Любой пользователь интернета может заказать товар на этих площадках. Другое дело, что сейчас доставка из Amazon — это либо долго, либо дорого. Несмотря на это, у международных площадок и сейчас есть большая аудитория в Украине. Поэтому мы чувствуем их присутствие, но понимаем, что если бы они пришли сюда, мы бы чувствовали его гораздо больше.