All Retail
Опубликовано

Планы на «Ушастый нянь», прибыльный год и бизнес-партнерство на грани жизни и смерти: интервью с совладельцем сетей EVA и Varus Русланом Шостаком

Теги:
EVA

Участник списка Forbes Руслан Шостак о том, как его сети EVA и Varus пережили год войны, зачем ему с партнером конфискованное у россиян производство «Винницабытхим» и почему они заморозили экспансию.

Совладелец сетей EVA и Varus Руслан Шостак, говорит, что во время большой войны полностью ушел в свой благотворительный проект. Он отправляет на отдых в Турцию украинских детей-сирот из зон боевых действий, а также покупает машины для обороны страны.

Шостак может позволить себе полностью погрузиться в гуманитарную сферу — его бизнесом уже несколько лет управляет менеджерская команда, а сам предприниматель занимается стратегическими вопросами. До большой войны у Varus было 113 магазинов, у EVA — 1150. На март 2023-го EVA сократилась до 990, Varus — до 103 магазинов.

Forbes поговорил с бизнесменом о военных потерях, арестованной Lake Plaza и его бизнес-партнере Валерии Киптыке.

Насколько упала или выросла выручка вашего бизнеса за 2022 год?

До войны в нашей группе компаний было 35 000 сотрудников и товарооборот около $2 млрд в год. Сейчас более 27 000 сотрудников и товарооборот по результатам 2022-го $1,3 млрд.

Я считаю, что с учетом войны у нас неплохие показатели. Товарооборот в гривне по результатам 2022 года сравним с показателями 2021 года. При том, что 20% сетей EVA и Varus не работали в начале военных действий.

Сейчас у EVA не работает около 16% сети, у Varus — меньше. В Херсоне, к примеру, не все магазины EVA работают. Мы будем открывать их по мере улучшения ситуации в городе.

Но мы наращиваем присутствие в других регионах Украины — в 2022 году было открыто 26 новых магазинов EVA на западе Украины и в Киеве. Также появилось восемь новых Varus.

То есть по итогам 2022 года компания прибыльная?

Да, мы прибыльны. Но прибыль, полученную в 2022 году, мы направили на социальные проекты и развитие бизнеса в Украине.

В начале войны мы ставили своей целью сохранить бизнес и людей. С этой задачей мы справились. Многие из наших сотрудников из зоны активных боевых действий продолжают работать в компании в других городах Украины и за рубежом. Мы приняли ряд релокационных мер для них. Оказываем социальную и психологическую помощь.

Теперь наша задача — поддержка экономики Украины. Поэтому мы пересмотрели свои проекты, направленные на выход на международные рынки. Сейчас задача инвестировать в Украину.

Какой самый большой актив потеряла компания в результате войны?

Распределительный центр под Киевом. Там были запасы холодной продукции. Это была спланированная российскими властями операция по уничтожению продовольственных запасов Киева. В одно и то же время АТБ, «Сільпо» и другие ритейлеры потеряли свои склады.

Одновременно в результате вражеской атаки сгорели тысячи тонн продовольствия. Киев и область могли остаться без еды. Это миллионы людей. Но план захватчиков провалился. Ритейл совместно с киевской администрацией и Министерством экономики практически спасли Киев и область от голода — довольно быстро пополнили продовольственные запасы за счет организованной и оперативной работы.

Как рассчитывались с поставщиками? Дистрибьюторы рассказывали, что EVA, например, делила с ними убытки. Это так?

Есть разные кейсы с поставщиками. Надо понимать, что в начале полномасштабной войны были полностью разорваны логистические цепочки, нарушались договоренности со стороны как поставщиков, так и торговых сетей. И пришлось приложить немало усилий, чтобы выполнить все обязательства обеим сторонам.

Уже к маю мы достигли договоренностей со всеми поставщиками — выработали новые условия сотрудничества, которые устраивали всех. Полагаем, что с этим кейсом мы справились успешно — все конфликтные ситуации разрешили максимально оперативно.

Есть ли инвестпроекты, которые компания остановила?

Как я уже говорил, в начале войны мы приняли осознанное решение приостановить выход бизнеса на международные рынки. Решили аккумулировать инвестиции в Украину. Развитие бизнеса в стране принесет намного больше пользы Украине, чем международная экспансия. Мы должны поддерживать экономику, создавать новые рабочие места, наполнять и развивать рынок.

К примеру, в начале войны мы заморозили строительство крупного логистического центра под Одессой, которое началось в конце 2021 года. Но через три месяца возобновили строительство. Это серьезный проект — один из самых больших логистических хабов в Украине на 60 га земли. Первую очередь в 40 000 кв. м закончим в начале следующего года.

Это будет первый склад южного региона для сети EVA общей площадью 100 000 кв. м. Мы верим в нашу победу и убеждены, что весь южный регион останется украинским. После победы наш Крым будем оттуда обслуживать.

Сколько инвестировали в этот склад?

Объемы инвестиций в первую очередь строительства составят около $40 млн. Кроме того, что этот распределительный центр станет одним из крупнейших логистических центров в стране, он станет первым «зеленым» проектом в этой области.

В планах строительство, ремонт и модернизация имеющихся складов для удовлетворения потребностей нашего бизнеса. Сейчас в нашей группе компаний их пять общей площадью 160 000 кв. м. После запуска первой очереди одесского логистического хаба будет 200 000 кв. м.

Еще один ваш новый проект — ТРЦ Lake Plaza. Когда вы приобрели этот объект? Сколько инвестировали в реновацию? Как дела у него?

Мы купили Lake Plaza на открытом рынке при содействии посредников за несколько лет до начала войны. При покупке провели аудит всех документов и не нашли причин, ограничивающих нас в законном приобретении ТРЦ. В 2021 году мы приступили к реконструкции всего торгового центра и заканчивали уже в условиях войны, в середине прошлого года.

Пока дела у него, как и у всех ТРЦ в Украине.

Что вы можете сказать по поводу ареста объекта из-за связи с российским бизнесом?

Факт ареста вызывает удивление у нашей команды. Соглашение было заключено несколько лет назад, было и остается абсолютно прозрачным. Тем более что мы никогда не общались и не имели общих интересов, бизнесов с бывшими собственниками — ни до соглашения, ни после. В свою очередь, мы открыты и ждем, когда прокуратура завершит свою работу.

Ваша компания выиграла конкурс АРМА на управляющего компанией «Винницабытхим», выпускавшей моющие средства «Ушастый нянь». Зачем вам этот актив, учитывая сложности в управлении подобными предприятиями?

Думаю, каждый в Украине ощутил дефицит социальной группы товаров в начале войны. Дело в том, что поставщики в условиях кризиса прекратили поставки. Цены выросли. Украине серьезно не хватает собственного производства, чтобы не зависеть от импорта. В условиях пандемии эта тема оказалась на поверхности, а война усугубила ее значимость.

Поэтому мы решили пойти в производство. Мы уверены, что наш бизнес может справиться с этим проектом. В первую очередь в пользу наших покупателей, чтобы дефицит социально значимых товаров больше их не коснулся.

А что сейчас с предприятием?

Оно пока не работает. Проходим бюрократические процедуры.

Планируете ли вы изменить менеджмент?

Проектом управляют партнеры. Как я знаю, задачи поменять менеджмент нет. Есть много производственных задач, которые придется решать совместно, чтобы как можно скорее наладить производство.

Вы будете там производить те торговые марки, которые это предприятие и выпускало?

Будут и новые, и старые марки. Будем ориентироваться на рынок. Главное, что теперь мы будем производить продукты в Украине и сократим долю импорта. Для нас это важно.

К каким арестованным активам еще присматриваетесь?

Присматриваемся не только к арестованным, но и к другим активам в Украине. Пока ничего конкретизировать не буду.

Скажите несколько слов о вашем бизнес-партнере Валерии Киптыке. Какова его роль в бизнесе?

Нас с Валерием связывают 30 лет дружбы.

Я занимаюсь проектами, касающимися розницы. Он — девелопментом и дистрибуцией. Также, имея опыт с «Ольвией», он больше занимается Винницой (до 2004 года Киптык занимался производством стиральных порошков и моющих средств. Производство продано Procter & Gamble. — ред).

Наше бизнес-партнерство можно описать одной непридуманной историей из жизни.

В прошлом году я болел ковидом, месяц пролежал в реанимации с 90-процентным поражением легких. На грани жизни и смерти я о многом думал, переживал за разные вещи. Но единственное, в чем я был уверен, это в бизнесе и своем партнере. Я знал: что бы со мной ни случилось, мой друг продолжит защищать интересы мои и моей семьи.

Советую всем с этой точки смотреть на партнерство.

Какие планы на 2023-й по развитию?

Мы будем продолжать развивать сети. Будем открывать магазины Varus и EVA. Планируем выйти в развитии на довоенные показатели 2021 года.

Продолжим инвестировать в важный для нас рынок онлайн-торговли. Будем много строить — и в логистике, и в сфере ТРЦ.

У нас много интересных новых проектов, которые вскоре смогу озвучить.

А вы говорили об экспортном проекте EVA. Что это за проект?

Да, мы действительно хотим и онлайн-, и офлайн-магазины вывести за границу. Давно над этим работаем. Готовы инвестировать. Но мы не можем позволить себе это сделать сегодня в условиях войны, понимая важность и роль внутреннего инвестора в стране.

Все мы заинтересованы в сильной экономике Украины. Поэтому видим для себя главную задачу — поддержка ВСУ и укрепление экономического фронта. Нашей стране нужны инвестиции, бизнесмены, активные люди, которые здесь и сейчас будут возрождать и укреплять Украину.

И мы сейчас видим свою миссию именно в этом.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или