Вышли из Западного региона и одними из первых вернулись в Херсон: итоги 2023 от сети ЭКО МАРКЕТ
Сеть ЭКО МАРКЕТ самостоятельно налаживает логистику в Южном регионе из-за сложностей и опасностей, связанных с войной, и направляет усилия на сохранение и развитие торговых точек. К тому же, ритейлер находится в процессе активной трансформации и принял решение выйти из одного из регионов. О том, как работает ЭКО МАРКЕТ на прифронтовых территориях и почему принял решение покинуть Западный регион, в интервью All Retail рассказала Инна Мирошниченко, президент сети.
— День добрый. Если в одном предложении, довольны ли Вы результатами работы компании в 2023 году? Удалось ли достичь запланированных показателей?
— Если коротко — то да, вполне довольна. Несмотря на все вызовы в прошлом году, нам удалось войти в 25 крупнейших ритейлеров Украины по версии Forbes. По-моему, это хороший результат.
Большинство вещей, которые мы планировали в ЭКО МАРКЕТ на 2023 год, нам удалось реализовать — это и частичное обновление магазинов, и оптимизация деятельности, рост посещений магазинов и покупок. Это подтверждают и результаты Nielsen Shopper Trends 2023, по которым уровень благоприятных рекомендаций нашей сети срез вдвое.
— Ваша сеть стала одним из первых ритейлеров, вернувшихся в деоккупированный Херсон. Насколько тяжело там работать бизнесу сейчас?
К сожалению, россияне регулярно обстреливают наш Херсон. В таких условиях действительно очень тяжело работать. Ведь это и не только вопрос безопасности, который, безусловно, самый важный, но и еще вопрос логистики, потому что из-за высоких рисков перевозки товаров в магазины мы осуществляем все собственными силами.
Сейчас в городе работает 3 магазина ЭКО МАРКЕТ. Мы сделали их максимально автономными — генераторы, терминалы Старлинк и т.д. Одним словом, все, чтобы в случае чрезвычайных ситуаций они могли продолжать работать. Дополнительно усилили курсы по безопасности, чтобы каждый сотрудник знал, что делать в случае обстрела.
Особо хочу отметить людей, работающих там. Именно благодаря им ЭКО МАРКЕТ продолжает находиться в Херсоне. Эти люди, как никто другой, понимают как важно поддерживать жизнь в городе.
— Работают ли еще торговые точки «ЭКО маркет» в Краматорске, Мирнограде, Покровске? Как происходит товароснабжение в прифронтовых зонах?
— Да, для нас это стратегическое решение работать в городах прифронтовой территории. Скажу откровенно, что речь здесь идет не о прибыли, а именно о поддержке наших граждан в этих населенных пунктах. В условиях полномасштабной войны мы все должны поддерживать друг друга, а не руководствоваться только коммерческой составляющей. Важно, чтобы люди там работали, магазины платили налоги, а жители имели доступ к продуктам по таким же ценам, что и на другой территории страны.
Что касается товароснабжения, то всю логистику туда мы организовываем собственными силами — это гораздо надежнее посредников. Тем более что сейчас очень многие компании вообще отказываются туда ездить. А те из немногих, которые до сих пор работают, ставят слишком высокие тарифы. Использование собственных авто и штата водителей позволяет не только обеспечить надежную поставку продуктов в магазины, но и обеспечивает стабильную и доступную цену на них для наших посетителей.
— Почему компания решила покинуть в 2023 году Западный регион? Какова главная цель этого решения?
— Сегодня ЭКО МАРКЕТ находится в процессе активной трансформации. Мы меняем подходы, обновляем материальную базу, производим реновацию магазинов. Все это требует времени и усилий. Для того, чтобы ускорить этот процесс и максимально эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, мы решили выйти из Западного региона, чтобы сосредоточить свои усилия на Центральном.
У нас есть амбициозные планы на 2024 год и уверены, что эта переориентация позволит нам быстрее их реализовать.
— Сегодня «ЭКО маркет» в большей степени сосредоточен на работе в столичном регионе. По вашим наблюдениям, рынок ритейла Киева восстанавливается? Говорить ли об этом еще очень рано?
— Да, восстанавливается. И это касается не только Киева, но и всей страны. Мы видим, что люди снова начинают чаще покупать. Если в начале войны это были большие по объемам закупки, но раз в неделю, то сейчас динамика начинает напоминать довоенные времена. Люди адаптировались к жизни в условиях войны, теперь для всех нас это новая реальность, в которой нужно жить.
— В вашем портфеле есть также магазины у дома Sympatic. Как Вы оцениваете текущее состояние этого проекта? Какие у него перспективы?
— Полномасштабное вторжение внесло свои коррективы в стратегию ЭКО МАРКЕТ. Хотя Sympatic и остается перспективным направлением в будущем, мы вынуждены отложить его развитие.
В то же время мы сосредоточили наши усилия на сохраненных и обновленных существующих магазинах ЭКО МАРКЕТ и открытии новых маркетов нашей сети.
— Испытывает ли компания дефицит мужской рабочей силы сейчас? Как с этим бороться?
— К сожалению, это общая проблема для всего рынка труда. Особенно если мы говорим об условно «мужских» профессиях, таких как водители, грузчики, охранники и т.д. Поэтому мы активно вовлекаем женщин в такие должности, параллельно адаптируя рабочие места под них. К примеру, мы просим поставщиков уменьшить тары — чтобы мешки были не по 25 кг, а по 5 кг.
Также силами нашего HR-департамента мы организовываем курсы обучения. У нас есть успешные примеры работы женщин на должностях охранников или упаковщиков.
— Какие бренды private labels сегодня представлены в Вашей сети? Сколько наименований товаров (SKU) охватывают? Какой процент в общем обращении вашей сети занимает продукция ВТМ по состоянию на конец 2023 года?
— 13 брендов, охватывающих более 500 наименований товаров. Среди них ТМ «Перший ряд», «Панська нива», «Добрий звичай», Rios, O`more, Milken, «ГориНіч» и другие. Бренды собственного производства представлены почти во всех категориях, начиная от выпечки и кондитерских изделий и заканчивая бытовой химией и товарами для животных. В зависимости от категории их доля сильно отличается, но на общем уровне этот показатель составляет 6%.
Для нас это направление является одним из стратегических, особенно сейчас, в условиях полномасштабного вторжения и блокады границ. Товары собственных марок позволяют частично диверсифицировать каналы поставки, что влияет не только на заполненность полок товарами, но и на более доступную цену на них.
— Если война и связанные с ней процессы в экономике затянутся — может ли это повлечь за собой массовое закрытие торговых сетей в Украине?
— Если мы говорим именно о рынке продуктового ритейла — то вряд ли. Отечественные сети показали чрезвычайную адаптивность при полномасштабном вторжении. Да и специфика работы супермаркетов такова, что они закрывают базовые, а значит, самые главные, потребности людей. Потому спрос на них всегда будет высоким.
— Как Вы считаете, по каким розничным форматам краткосрочное будущее в Украине?
— Переход в онлайн. Это общемировой тренд, особенно усилившийся во времена пандемии. Полномасштабная война лишь ускорила этот процесс в Украине. Мы наблюдаем постоянный рост в сфере онлайн-торговли и ожидаем, что эта тенденция только усилится в будущем.
Все большая цифровизация общества, развитие как внешних, так и внутренних сервисов доставок делают онлайн-покупки более популярными и доступными. В том числе и в розничной торговле.
— Что стоит в приоритете относительно планов Вашей компании на 2024 г.?
— В этом году мы продолжим путь трансформации ЭКО МАРКЕТ. Уже активно работаем над обновлением нашей программы лояльности. Параллельно с этим будем производить реновацию наших магазинов, расширять ассортимент. Особое внимание в этом процессе мы уделяем продукции отечественного производства, ведь в трудные для страны времена очень важно поддерживать своих и свое. Особенно наших клиентов.
Поэтому в этом году наша сеть планирует активно развивать доступность и безбарьерность. Ведь это не только о людях с инвалидностью, но и о людях пожилого возраста, родителях с детскими колясками, наших ветеранов. И мы надеемся, что со временем ЭКО МАРКЕТ станет действительно доступным супермаркетом. Не только в плане цен и сервиса, но и физической доступности.