All Retail
Опубликовано

Ольга Шевченко: «В 2023 году мы закрепились на отметке 12-13 тысяч онлайн-заказов в сутки»

С исполнительным директором ООО «РУШ» (магазины EVA и сайт EVA.UA) Ольгой Шевченко мы поговорили о современном потребителе, собственных марках, e-commerce и планах на будущее. Получилось интересно.

— День добрый. Экономисты, футурологи и другие эксперты склоняются к мнению, что мир уже никогда не будет прежним. Если допустить экономические и демографические трудности, с которыми столкнется Украина после войны, изменяет ли Ваша компания уже сегодня стратегию своего развития на ближайшие годы?

— Пока мы не видим необходимости вносить изменения в стратегию развития компании. Планы, которые мы имеем на ближайшие несколько лет — развитие сети, развитие e-com-направления, развитие логистики, автоматизация и развитие распределительных центров — все это актуально. Детали, объемы, регионы мы просматриваем и корректируем с учетом объективной ситуации в стране. Конечно же, понимаем, что стратегия будет оставаться актуальной при условии, что позиция Украины будет постепенно улучшаться или по крайней мере не произойдет существенного ухудшения, на что мы очень надеемся и к чему со своей стороны как социально ответственный бизнес прилагаем усилия.

— Если в одном предложении — довольны ли Вы результатами работы компании в 2023 году. Удалось ли достичь запланированных показателей?

— Если коротко, в целом — да. Удалось ли достичь запланированного? Как посмотреть. Еще до полномасштабного вторжения мы планировали, что в 2023 году сеть EVA будет насчитывать 1500 магазинов. Однако на 24 февраля 2022 года их было 1116, а к концу прошлого — 1061. Хорошо это или плохо? Мы восстановили десятки торговых точек после повреждений разной степени, возобновили работу в деоккупированной Киевской области и Херсоне, в 2022 году открыли 26 магазинов, в 2023 — 59.

В конце 2022 года мы презентовали новый концепт магазинов «Женская энергия» и сейчас развиваем преимущественно его, открывая новые магазины и проводя ребрендинг в торговых точках, которые уже нуждаются в обновлении. На 2024 год планируем открыть еще около 60 EVA. Мы восстановили разрушенные цепи поставки и расширили ассортимент EVA.UA до более чем 100 000 SKU, создали в интернет-магазине новые тематические пространства и презентовали новую коммуникационную платформу «Гипермаркет красоты», интегрировали функционал интернет-магазина в мобильное приложение, наконец превратив его онлайн-покупок.

Мы возобновили амбициозные логистические проекты. Если 2022 был больше годом сохранения и восстановления, то с 2023 мы вернулись к развитию. Возможно, не такого активного, как планировалось в мирное время, но в нынешних условиях продвигаться вперед — это уже достижение. Тот факт, что мы реализуем проекты в области автоматизации, занимаемся построением большого логистического хаба в Одессе, обдумываем вопросы инклюзивности наших пространств для работников и клиентов в это время — это успех. И не только для нас, но и для государства в целом, потому что это новые рабочие места, налоги в бюджет. А еще для нас просто по-человечески это счастье, ведь мы понимаем, какой ценой и какими титаническими усилиями наши защитники сохраняют то относительно безопасное пространство, где мы можем строить и развивать.

— Наблюдаете ли Вы сейчас изменение покупательского поведения Ваших клиентов по сравнению с периодом начала войны? Изменилась ли за это время структура продуктовых корзин покупателей EVA? В чем это проявляется?

— В начале весны 2023 года мы проводили исследования и обнаружили, что более 15% клиентов не посещают наши магазины. Отдельно значительная часть изменила регион своего проживания, например, переместилась с востока в Днепр или во Львов. Часть, правда, уже вернулась домой.

Также мы увидели, что появились новые клиенты. Поэтому в целом покупателей сейчас примерно столько же, сколько и в 2021 году. В ноябре мы даже зафиксировали 1% прироста, поэтому в итоге в транзакциях потеряли в 2023 году всего 6,5% по сравнению с довоенным 2021 годом.

Сегодня у многих людей недостаточно средств, чтобы обеспечивать потребности на том же уровне, что и до войны. Так что наблюдаем незначительное уменьшение наполненности корзины в штуках на уровне 6%. Кроме того, при возможности клиенты переориентируются на товары более доступного ценового сегмента, но этот фактор нивелируется значительным инфляционным ростом.

Также нет положительных прогнозов относительно категории детских товаров. Это и из-за снижения рождаемости, и из-за того, что многие женщины, имеющие или имеющие детей, уехали из Украины без четких перспектив возвращения.

Однако стоит отметить, что корзины наших покупателей — это не только товары первой необходимости. Мы видим и стараемся удовлетворить спрос также на уходную и декоративную косметику в разных сегментах, на профессиональные средства, бьюти-гаджеты для домашнего ухода. В частности, поэтому мы существенно расширили ассортимент EVA.UA, организовали там отдельные пространства EVA Beauty, EVA Pro, EVA Premium. Спрос на косметику и парфюмерию не исчез. После начала полномасштабного вторжения он довольно быстро восстановился. Люди по-прежнему ухаживают за собой, дарят подарки на праздники. Ярким доказательством для нас результаты Черной пятницы — 40 000 заказов на EVA.UA непосредственно 24 ноября.

— Каков средний чек по сети EVA за 2023 год?

— Он составил 235 грн.

— Товары каких категорий Вы больше импортируете из-за границы для замещения продукции отечественных производителей?

— Так нельзя сказать. Объем нашего собственного импорта значительно вырос. Но в основном это происходит за счет того, что мы просто расширяем ассортимент товаров европейского и корейского производства, стараясь сохранять в ассортименте украинские бренды, популярные и пользующиеся неизменным спросом наших покупателей.

— EVA — один из локомотивов сектора e-commerce в сегменте дрогери. Какое количество онлайн заказов Вы обрабатываете ежедневно? Каково соотношение офлайн- и онлайн-продаж в общей выручке сети?

— В 2023 году мы закрепились на отметке 12-13 тыс. заказов в сутки. Продажа онлайн составляет более 10% в общей выручке сети.

— В конце июля 2023 года сеть EVA возобновила присутствие на платформе Glovo. Почему было принято это решение и как это отразилось на продаже?

— Если этот канал интересен и удобен для какой-то части наших покупателей — то мы точно должны там быть.

— Какие бренды private labels сегодня представлены в Вашей сети? Сколько наименований товаров (SKU) охватывают? Какой процент в общем обращении вашей сети занимает продукция ВТМ по состоянию на конец 2023 года?

— В 2023 году EVA запустила 6 новых СТМ. Таким образом, в нашем портфеле их стало 58, почти во всех категориях, представленных в сети. Это более 5000 SKU. По статистике уже несколько лет подряд каждый третий приобретенный в сети товар — это СТМ. Так было и в 2023 г. Более того, за прошлый год мы продали рекордное количество единиц товаров собственных марок — около 110 миллионов.

— В сентябре 2023 года были открыты магазины EVA в форматах shop-in-shop (центры здоровья кожи) в Днепре. Популярны ли такие магазины среди клиентов? В каких регионах планируете запустить этот концепт?

— Да, этот формат интересен для наших женщин. Потому что мы стараемся поддерживать наличие в магазине центра здоровья кожи с оптимальным ассортиментом товаров производства ведущих мировых брендов, услугами тестирования кожи, во время которого наши специалисты могут предоставить профессиональные советы по использованию дермакосметики. Мы планируем расширять наличие таких центров в нашей сети. Их наличие не зависит от региона, а только от обеспечения необходимых торговых площадей.

— В инвестиции в развитие логистического направления в 2024 году Ваша компания заложила бюджет объемом до 1,3 млрд грн. На каком этапе находится строительство нового логистического комплекса в Одессе и модернизация склада во Львове?

— Модернизация наших РЦ — это постоянный процесс, поэтому одни работы завершаются, другие начинаются. Что касается львовского РЦ, мы планируем его строить, в 2023 году начали строить очередь на 9 000 кв.м и планируем завершить строительство в конце 2024 года. Также будем насыщать его современной техникой и системами хранения. Некоторые планы по нему выходят за рамки текущего года. Относительно комплекса в Одессе этот проект после паузы был «разморожен» в 2023 году. Но строительство будет продолжаться до 2026 года включительно.

— Что еще стоит в приоритете по отношению к планам Вашей компании на 2024 г.?

— В целом мы продолжаем тот же путь, по которому двигались и в 2023-м. Планируем открыть около 60 новых магазинов EVA. Будем развивать EVA.UA и мобильное приложение. Имеем амбициозную цель в перспективе стать лидерами не только в офлайне. Для этого работаем над увеличением ассортимента, быстротой выполнения заказов, развиваем новые возможности доставки, наращиваем мощности своей логистической структуры. Ну и, конечно, не прекращаем искать возможности стать еще лучше для своих клиентов, создать для них новые удобные сервисы и возможности.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или