All Retail
Опубликовано

Кто теперь ценовой лидер: война усиливает конкуренцию и изменяет рынок

По данным Госстата от 10.10.2022 г., инфляция на потребительском рынке в сентябре 2022 г. по сравнению с августом 2022 г. составила 1,9%, с начала года – 21,8%. В свою очередь НБУ прогнозирует, что в конце 2022 года инфляция будет составлять 30%. На потребительском рынке в сентябре цены на продукты питания и безалкогольные напитки выросли на 1,9%. Больше всего (на 22,7%) подорожали яйца. На 12,1–3,1% выросли цены на сало, фрукты, рис, сахар, безалкогольные напитки, рыбу и мясопродукты.

В таких условиях украинцы все больше пытаются экономить, ущемляя свой рацион базовыми продуктами питания. По данным кадрового портала grc.ua каждый четвертый украинец тратит на продукты питания примерно 40%, у 14,5% опрошенных украинцев более 60% семейного бюджета тратится на еду. Чтобы сэкономить, многие потребители ищут товары на полках дискаунтеров, предлагающих товары по сниженным ценам.

Дисконтоориентированность "АТБ«

На украинском рынке последние 15 лет безусловным лидером в формате дискаунтера была сеть «АТБ», агрессивно конкурирующая местным супермаркетам и малому бизнесу. Более того, в прошлом году ритейлер «АТБ» вошел в тройку крупнейших сетей дискаунтеров Центральной и Восточной Европы по результатам исследования торговой недвижимости и рынка дискаунтеров Colliers ExCEEding Borders Retail Report 2021.

Ценовая политика «АТБ» всегда была неизменной — стоимость товаров на 10–15% ниже среднерыночной. Ассортимент этой сети магазинов составляет около 3500 товаров, из которых около 1000 — это товары собственных брендов («Своя лінія», «Розумний вибір» и др.). Такая рыночная политика охватывает широкую целевую аудиторию, в которую входят представители среднего класса с желанием сэкономить и люди, которые не планируют бюджет, но желают приобрести все в одном магазине.

Долгосрочное позиционирование на рынке как дискаунтера помогло сети «АТБ» получить большое количество постоянных клиентов. Однако учитывая войну, которая длится уже более 8 месяцев, а также ускоренную инфляцию, ритейлер все заметнее меняет ценовую политику.

Анализ рынка

All Retail совместно с сервисом доставки Zakaz.ua 17 октября провел срез цен в таких продуктовых сетях, как «АТБ», «Сільпо», «АШАН», NOVUS, VARUS и METRO. В рамках исследования были проанализированы товары 10 категорий («овощи», «фрукты», «бакалея», «молочные продукты», «яйца», «соки», «напитки», «кондитерские изделия», «корм для животных», «бытовая химия»), а также товары собственных торговых марок в 3 категориях («бакалия», «молочные продукты» и «напитки»). При этом в исследовании принимались во внимание и товары с акционной ценой.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или