All Retail
Опубликовано

Ритейл в прифронтовых регионах: падение не такое критическое, как ожидалось

Теги:
ЭКО маркет
война
логистика
Фото:
ua-retail.com

По данным Госстата, на начало полномасштабного вторжения в прифронтовых областях проживали более 15 млн человек, что равняется более трети населения Украины. Многие население покинули эту зону, однако многие живут там и сейчас, и эти люди нуждаются в постоянном подвозе продуктов, сказала заместитель генерального директора по логистике ЭКО Маркет Наталья Красникова.

До 24 февраля 2022 года у ритейлера был большой рынок в ныне оккупированных областях и регионах ведения боевых действий. Магазины сети в Донецкой, Сумской, Николаевской, Херсонской и Черниговской областях посещали примерно 1,2 млн покупателей в месяц, что равнялось почти 2,5 тыс. тонн продуктов за соответствующий период.

Ситуация сразу изменилась коренным образом, так, за первые месяцы войны стоимость перевозки товаров возросла где-то на 200%.

«Это были тяжелые времена, когда рынок только начинал адаптироваться к изменяющимся условиям ежедневно: враг занимал населенные пункты, перерезал дороги, атаковал почти со всех сторон. Тогда мы завозили только самые необходимые продукты. Рынку понадобилось два месяца, чтобы стабилизировать ситуацию. Однако цены на логистику стали на 50% выше довоенных показателей», — говорит представительница ЭКО Маркет.

На это, прежде всего, повлияли цены на топливо, которые выросли уже на 40% с начала вторжения, также некоторые случаи перестали считаться страховыми.

Самая тяжелая ситуация в областях, где ведутся самые активные боевые действия, это Херсонская, Запорожская, Донецкая, Луганская и Харьковская области. Чем ближе к линии фронта, тем труднее доставлять товары. По словам Натальи Красниковой, речь идет об условной зоне в 50 км, где цены на доставку в 2-3 раза выше средних по стране.

«Это мы наблюдаем по опыту работы наших магазинов в Николаеве, Херсоне, Краматорске, Константиновке, Покровске, Мирнограде. До войны в этих городах проживало около одного миллиона человек. Каждый день мы подвозили туда в среднем 30 тонн продуктов. Сейчас это где-то 20 тонн», — отмечает заместитель генерального директора по логистике ЭКО Маркет Наталья Красникова.

Все же падение не такое критическое, как ожидалось. Магазины в вышеупомянутых городах ежемесячно посещают более 200 тысяч покупателей. Одной из причин является то, что часть людей вернулась в свои дома. Также магазины в прифронтовых регионах часто посещают военнослужащие.

Организация стабильной логистики

Подытоживая опыт, заместитель генерального директора по логистике ЭКО Маркет выделила три основных шага для организации стабильной логистики в прифронтовые города.

  • Привлечение собственного штата водителей и авто

«Из-за постоянного риска попасть под обстрелы крупные сетевые логистические игроки либо покинули регион, либо подняли цены, включив в них потенциальные риски. Есть еще небольшие локальные игроки, но из-за проблем масштабирования мы редко пользуемся их услугами. Да и в таких условиях очень важна надежность, что и лучше всего обеспечивает собственный штат», — объясняет она.

Это также позволяет помогать местным жителям и бизнесу на обратном пути, например, доставлять личные вещи при эвакуации или проводить релокацию небольших производств.

  • Смена гендерного состава

Ритейлер начал привлекать все больше женщин для работы в логистических центрах, складах, водителями и т.д. Война повлекла за собой дефицит рабочей силы во многих сферах, поэтому гибкость в этом вопросе позволяет оперативно закрывать эти потребности.

  • Децентрализация принятия решений

Для стабильной логистики на территориях, близких к линии фронта, важно организовать все процессы так, чтобы даже внештатные ситуации не могли критически повлиять на процесс.

«Человек может переехать, пойти защищать страну, выбрать другую работу, не быть на связи из-за обстрелов и т.п. В таких моментах важно, чтобы ее функции могли оперативно перехватить. Поэтому мы стараемся максимально зафиксировать и формализовать все процессы, чтобы при смене исполнителя его работу мог сделать другой работник», — говорит заместитель генерального директора по логистике ЭКО Маркет Наталья Красникова.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или