Budhouse Group об итогах 2023 года: ротация арендаторов была значительно выше, чем в 2021 году
- Фото:
- Unian.ua
Торговые центры Budhouse в 2023 году посетили 22 млн человек, что на 23,4% меньше, чем в 2021 году.
Значительное падение посещаемости по сравнению с 2021 годом связано прежде всего с остановкой работы ТРЦ Fabrika в феврале 2022 года и с повреждениями ТРЦ Nikolsky. В сравнении с 2022 годом посещаемость увеличилась на 48%. Если сравнивать только работающие ТРЦ, то посещаемость по сравнению с 2021 годом выросла на 3% в среднем. Также важным фактором, влияющим на посещаемость, является процент тревог в рабочие времена ТРЦ, за 2023 год он составлял от 5% до 17% в зависимости от региона, а в ноябре, в Харькове достиг 21,39% рабочего времени ТРЦ.
На 1000 кв. арендной площади приходится таким образом в среднем 565 человек.
Посетители становятся более целевыми. На это указывают ряд индикаторов — количество посещаемых магазинов, продолжительность визита, доля случайных посетителей ТЦ, конверсия посетителей-покупателей. Так конверсия (доля покупателей среди посетителей) увеличилась на 5%, а продолжительность визита наоборот уменьшилась на 11%. Также существенно (на 30%) уменьшилось количество торговых точек, которые клиент посетил, при том, что цель визита в ТРЦ осталась прежней. На 10% увеличилась доля посетителей, планировавших визит.
Товарооборот
Общий товарооборот ТЦ компании составил в 2023 году 9,95 млрд грн. По сравнению с 2021 годом товарооборот торговых центров в гривневом эквиваленте упал на 4%. В предыдущие годы каждый год товарооборот рос на 10-20%. В валюте товарооборот ТЦ компании сократился на 28%. Главной причиной является закрытие ТРЦ Fabrika и повреждение ТРЦ Nikolsky. Не поврежденные торговые центры уже достигли уровня 2021 в валюте, а ТРЦ LUBAVA превысил его на 6%. По сравнению с 2022 годом, общий товарооборот всех ТЦ вырос пропорционально посещаемости — на 47%. Средние арендные ставки сократились в 2023 году по сравнению с 2021 годом на 6%.
Арендаторы
В 2022-2023 годах удалось сохранить минимальную вакантность на уровне 0,8%. Такая же вакантность была в 2021 году. Кроме того, остаются неработающими еще 15,5 тыс. м2 в ТРЦ Forum Lviv, LUBAVA и Nikolsky (магазины группы Inditex и H&M).
Ротация арендаторов была значительно выше, чем в 2021 году. В 2023 году было подписано 44 новых договора аренды у действующих ТЦ. Но общая площадь этих новых арендаторов достаточно мала — 3000 м2 (19 новых договоров 3500 м2 в 2021 году). Наиболее значительными новыми арендаторами стали «Цитрус» и «Смайл Парк» в Forum Lviv, Collinʼs в Nikolsky, Levis, Kiko Milano, MWM, «Укрзолото» в LUBAVA.
Online
В 2023 году торговые центры Budhouse Group традиционно много внимания уделяли продвижению онлайн. Общее количество контактов с пользователями на различных онлайн ресурсах составило более 45 млн раз (охват публикаций в социальных сетях, посещаемость сайтов).
Общее количество фолловеров в социальных сетях составило 693 тыс. Прирост по сравнению с 2021 годом составил 7%. При этом количество подписчиков ТРЦ Fabrika, несмотря на повреждения, за 2 года фактически не изменилось. Аккаунты Instagram ТРЦ Fabrika и ТРЦ Forum Lviv, как и в 2021 году, остаются на первом и втором месте в Украине в рейтинге украинских ТЦ.
Посетители ТРЦ все больше погружаются в социальные сети. Значительно вырос процент тех, кто зарегистрирован в YouTube, Telegram и Tik-Tok. Самые высокие темпы роста среди посетителей ТЦ демонстрирует Tik-Tok. Доля людей, зарегистрированных в этой сети, увеличилась вдвое. Наверное, это связано также с изменениями в возрастной структуре посетителей. Теперь у 30-40% посетителей есть аккаунт в Tik-Tok. До войны эта доля составляла около 20%.
Последствия обстрелов
В начале полномасштабного вторжения два крупнейших объекта компании (ТРЦ Nikolsky и ТРЦ Fabrika) были значительно повреждены в результате обстрелов. Реконструкция ТРЦ Nikolsky была начата в мае 2022 года. Открытие ТРЦ происходило постепенно в течение июня-декабря 2022 года. С начала 2023 года почти все площади ТРЦ были восстановлены. Полностью реконструкция ТРЦ была завершена в декабре 2023 года. На восстановление ТРЦ было израсходовано около18 млн дол. Сейчас в ТРЦ работают все арендаторы, кроме магазинов группы Inditex, H&M и McDonaldʼs.
ТРЦ Fabrika в Херсоне получил значительные повреждения в первую неделю полномасштабного вторжения. После освобождения города в результате обстрелов в течение 2023 года были получены дополнительные повреждения. Сумма обновления оценивается на уровне не менее 20 млн дол. В настоящее время ТРЦ остается закрытым. Общая сумма убытков, понесенная компанией по всем проектам в результате российской агрессии, может составить более 350 млн долларов. К этому относятся потребности на восстановление ТРЦ Fabrika, недополученную прибыль по всем проектам компании, потери капитализации проектов компании, остановки строительства и перенос открытия новых проектов и прочее.