All Retail
Опубликовано

История одного заказа. Сколько времени нужно EVA.UA, чтобы доставить семь товаров

Предновогодний период — один из самых сложных для ритейла. Украинцы выбирают подарки для родных и друзей, а магазины устраивают масштабные распродажи. Онлайн-ритейлеры еще и должны обеспечить выполнение заказов к праздникам. Как работает с этим EVA.UA - репортаж из Львовского распределительного центра интернет-магазина.

EVA — крупнейшая национальная сеть магазинов красоты и здоровья. Основана в 2002 году в г. Днепре. Сейчас объединяет около 1100 торговых точек по всей Украине и имеет собственный интернет-магазин EVA.UA. Розничную сеть обеспечивают товарами 5 складов, еще 3 выполняют онлайн-заказы клиентов. Общая площадь распределительных центров компании — около 120 тыс. кв. м.

Заказов все больше

Еще 10 лет назад у EVA работал один склад в Днепре площадью около 20 тысяч квадратных метров, рассказывает директор по логистике сети Сергей Зинченко. В 2016 году компания решила открыть второй склад в Броварах, что в пригороде столицы. «В то время магазинов уже стало значительно больше. Основные открытия происходили в центральной части страны, поэтому решили открывать второй склад в Броварах», — рассказывает Сергей Зинченко.

Сейчас, несмотря на военные потери, EVA насчитывает около 1100 торговых точек. Компания управляет пятью складами для розничной сети — в Днепре, Харькове, Львове, Броварах и Одессе. Все они обрабатывают исключительно те товары, которые затем доставляются в магазины. Ассортимент стандартной торговой точки EVA составляет до 21 тыс. SKU.

С конца 2017 года компания также развивает направление электронной коммерции. Сегмент e-com в Украине ежегодно растет на 20% и это чувствуют в EVA.UA. В последние месяцы интернет-магазин получает около 20 000 заказов в сутки. Его доля в общих продажах компании составляет около 14%, и это один из самых высоких показателей в похожих моделях бизнеса в Украине. Но в пиковые моменты, как вот на Черную пятницу, говорит руководитель логистики интернет-магазина Надежда Бондарук, EVA.UA получил аж 55 тысяч заказов. Как в США и странах ЕС, украинцы все чаще покупают подарки на праздники заранее, именно во время распродаж. Однако логистика EVA справилась с большим количеством заказов.

«Чтобы крупнейшему drogerie-игроку в Украине стать лидером рынка электронной коммерции, EVA пришлось ввести гибридную модель, которая сочетает омниканальность и дает полную свободу действий для роста онлайн-платформы», — говорит исполнительный директор сети магазинов EVA и EVA.UA Ольга Шевченко.

Отдельный бизнес

Ассортимент интернет-магазина больше, чем у сети EVA и постоянно расширяется. Еще год назад он насчитывал 100 тысяч, в этом году — 140 тысяч, а в следующем имеет все шансы вырасти до 180 тысяч SKU. Это не только шампуни, кремы или помады, но и, например, детские игрушки, желанный для многих фен Dyson или даже электрическая зубная щетка стоимостью 15 000 грн. Управлять таким ассортиментом — настоящий вызов для департамента логистики.

Для работы с сегментом электронной коммерции нужен совсем другой подход, рассказывает заместитель директора по логистике Сергей Поляков. Если для магазина сети необходимо собрать товар и сложить его на палету, то интернет-магазин работает с конечными потребителями — каждый заказ необходимо упаковать и отправить отдельному клиенту. Поэтому с 2018 года для e-com у компании — отдельные склады. Сейчас их три — в Днепре, Броварах и Львове. Львовский был открыт в 2021 году рядом с тем, который обслуживает розничные магазины сети. Этот распределительный центр подготовлен и запущен всего за 10 месяцев. «Первые 12 доков на загрузку и отгрузку — для розничных магазинов, а с 12 по 17 — для электронной коммерции», — объясняет Надежда Бондарук.

Во Львове, как и в Киеве, пасмурно и нет никакого намека на солнечные лучи, однако работа здесь кипит. К докам все время подъезжают машины, загружают и выгружают товар, а рядом идет новое строительство. EVA строит дополнительный склад для нужд электронной коммерции площадью 9000 кв. м — здание уже почти готово, как и территория рядом. «Мы понимаем, что сегмент электронной коммерции будет расти и мы будем нуждаться в новых складских мощностях. Готовимся к этому уже сейчас», — говорит Сергей Зинченко. Новый склад планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году.

У входа стоят недавно приобретенные солнечные панели — как многие другие бизнесы, EVA заботится об энергонезависимости. Сергей Поляков говорит, что их мощность составляет 600 кВт — именно столько потребляет логистический центр. Его площадь составляет около 22 тысяч кв. м и вмещает большое количество мезонинов, самый высокий из которых имеет пять уровней. Сейчас, во время блэкаутов, непрерывность работы обеспечивают мощные генераторы — электричество переключается за несколько минут.

Как собирают заказы

На складе все товары разделены по категориям — отдельно хранятся габаритные товары или дорогая продукция, например, уходовая косметика стоимостью от 1000 гривен. Или продукты, которые пользуются повышенным спросом — компания заблаговременно предупреждает распределительный центр об акциях, распродажах или сезонном росте продаж. Некоторые продукты, такие как жидкие средства, упаковываются дополнительно, чтобы исключить протекание.

Информацию о заказе сотрудники получают на терминалы сбора данных и сразу начинают его собирать. Вся зона отбора разделена на несколько частей, и каждый специалист отвечает только за свою — это позволяет быстрее обрабатывать заказы. Все они собираются в ящики и отправляются в специально оборудованную зону.

Товары могут находиться на разных уровнях, и собираются все в одном месте — зоне раскладки товаров по заказам. Они поступают «волнами», где-то по 70 заказов в волне, показывает Надежда Бондарук. Отсюда хорошо видно почти всю территорию склада. Например, трехуровневый конвейер, по которому сформированные посылки спускаются в зону контроля (он может предоставлять приоритет и те заказы, которые надо обработать быстрее, едут в первую очередь). Или робот, который группирует заказы и позволяет собирать заказы из нескольких ящиков. Раньше эту работу выполняли по 2 человека на каждой смене.

В зоне контроля сотрудники проверяют заказ и упаковывают его в коробки. Штрихкоды на коробки наносятся автоматически, после чего посылки сортируются на специальной линии и формируются в паллеты по типам доставки.

Получить заказ можно несколькими путями — забрать его в одной из точек выдачи, расположенных в магазинах, или в отделениях Новой почты или Укрпочты. А еще — компания запустила собственную курьерскую службу в Киеве, Львове и Днепре. В среднем каждый курьер развозит 40 посылок, однако это количество планируется увеличить, говорит Сергей Зинченко. Например, в Киеве компания уже арендовала небольшой склад площадью 100 кв. м, куда доставляют все заказы из Броваров — города, расположенного в 30 километрах от столицы. «Раньше курьеры ездили на склад, потом возвращались и тратили время, поэтому мы изменили подход и доставляем товары быстрее», — говорит Сергей Зинченко. И добавляет, что компания планирует расширять курьерскую службу — популярность этой услуги, особенно в Киеве, растет.

Среднее время выполнения интернт-заказа с EVA.UA, по словам Сергея Зинченко, сейчас составляет около 1,8 дня, но это не предел. В планах компании — доставлять большинство посылок уже на следующий день, а в городах, где есть склады — просто в день заказа.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или