Топ-10 продуктовых ритейлеров Украины по количеству магазинов и темпам открытий в 2020 году
- Фото:
- All Retail
Кто из FMCG-операторов украинского ритейла открывал больше всего магазинов, какие регионы стали приоритетными и как изменились позиции в топ-10 игроков в 2020 году, запомнившемуся в первую очередь, пандемией COVID-19, тотальным локдауном и другим ограничениям.
Исследовательская компания GT Partners Ukraine подготовила традиционный отчет «Ритейл Украины: ТОП 175 торговых операторов FMCG Украины по количеству магазинов за 2020 год» о торговых операторах украинского рынка FMCG-ритейла и темпах их развития в 2020 году. Эксперты GT Partners Ukraine проанализировали, кто из ритейлеров и где открывает новые торговые точки, какие форматы магазинов наиболее популярны, на что делает ставку тот или иной всеукраинский или региональный игрок.
По данным аналитиков, лидером 2020 года по количеству магазинов в украинском продуктовом ритейле оставалась сеть АТБ-маркет, которая расширилась на 124 магазина, и теперь насчитывает 1201 торговую точку. Это вдвое больше, чем у ближайшего конкурента — группы Fozzy (Сільпо, Фора, Le Silpo, Thrash!, Fozzy C&C, Favore), которая также наращивала свою сеть (+51) и теперь насчитывает 612 магазинов разных форматов. Замыкает тройку лидеров по количеству торговых точек группа Volwest (Наш Край, Spar) с показателем в 281 магазин.
Прошедший год оказался во многом необычным для ритейла Украины: торговые операторы учились приспосабливаться к новым пандемическим условиях и не забывать при этом о территориальном развитии. Как результат — целый ряд парадоксальных явлений на рынке, которые детально описаны в новом отчете.
Например, по итогам первого полугодия 2020 года по показателю запуска новых торговых точек динамика рынка вышла на самый высокий уровень за последние десять лет. Это особенно удивительно в связи с карантинными ограничениями, которые действовали в Украине апреле-июне 2020-го.
Если тройка лидеров по количеству магазинов осталась неизменной, то в топ-5 компаний рейтинга к АТБ, Fozzy, Volwest Retail добавилась сеть КОЛО. Она быстро вытеснила ЭКО маркет на шестое место, а к концу года — отправила сеть Рукавичка на пятое, прочно закрепившись на четвертом месте. Кстати, среди топ-10 продуктовых ритейлеров только ЭКО маркет сократил количество магазинов за 12 месяцев. Теперь сеть еще на семь магазинов меньше.
Любопытно также, что в прошлом году АТБ, по сути, пришлось разделить свое лидерство по числу открытых магазинов с другим оператором — КОЛО. Так, если АТБ за год открыл 127 магазинов, то КОЛО не намного меньше — 119 торговых точек. Конечно, их нельзя сравнивать по общему количеству, да и площади у КОЛО существенно меньше. Тем не менее, динамика впечатляющая.
В топ-5 сетей по количеству открытых точек в 2020-м вошли: АТБ-маркет, КОЛО, Fozzy, М’ясомаркет и Делві. Примечательно, что еще в первом полугодии в топ-5 попадали Varus и Volwest Retail (Наш Край, Spar).
Надо отметить, что торговая сеть М’ясомаркет от МХП продемонстрировала самую высокую в украинском ритейле динамику роста. Так, 31 декабря открылся 52-й магазин новой торговой сети М’ясомаркет. Таким образом, компания выполнила анонсированный летом 2020-го план по созданию до конца года 50-ти современных гастрономических бутиков.
При этом лидерами по темпам развития в 2019 году были АТБ, Volwest Retail, КОЛО, а также Fozzy Group и ЭКО маркет.
Западная Украина (Волынская, Ровенская, Тернопольская, Львовская, Ивано-Франковская, Хмельницкая, Черновицкая, Закарпатская области) сумела сохранить статус самого привлекательного региона для открытия продуктовых магазинов, особенно для общенациональных игроков. Здесь состоялась почти треть всех открытий. На втором месте — столичный регион, который лидировал по итогам первого полугодия 2020-го. В Киеве открылось 20,9% новых FMCG магазинов.
На третьем месте по популярности среди регионов страны в прошлом году оказалась Восточная Украина (Харьковская, Запорожская, Днепропетровская, Донецкая, Луганская области), где было открыто 17% новых маркетов. Центральная Украина интересовала ритейлеров значительно меньше — тут отмечено вдвое меньше новых открытий.