All Retail
Опубликовано

АТБ, Ашан или Fozzy? Немецкие сети Lidl и Aldi нацелились на Украину. Кто на вылет

Теги:
Aldi
Lidl
экспансия
Фото:
delfi.lt

Дискаунтеры Lidl и Aldi присматриваются к украинскому рынку. У них есть шансы?

Мировая продуктовая сеть дискаунтеров Lidl изучает рынок Украины и назначила здесь регионального директора. Конкурент ритейлера — сеть дискаунтеров Aldi в начале осени зарегистрировал в Украине торговую марку.

Что они из себя представляют и с кем будут конкурировать?

Что произошло

Об интересе Lidl к рынку Украины стало известно из материала немецкого издания Lebensmittel Zeitung (LZ). В его распоряжении оказалось внутреннее письмо Schwarz Group (владет Lidl). Из него следует, что региональным менеджером Lidl Украина назначен Адам Мищишин. Назначение подписано СЕО сети дискаунтеров и директором по закупкам.

В компании LZ подтвердили информацию о назначении Мищишина, уточнив, что Украина — потенциально интересный рынок. Но отказались раскрывать подробности.

Это уже вторая крупная продуктовая сеть, которая задумалась о бизнесе в Украине. В начале сентября стало известно, что немецкая сеть Aldi зарегистрировала здесь свой торговый знак.

Lidl, входит в Schwarz Group, которая также развивает сеть гипермаркетов Kaufland. Сейчас сеть объединяет 11 550 магазинов в 30 странах мира. Площадь магазинов стартует от 600 кв.м. Выручка группы в 2020 году составила 125,3 млрд евро.

Aldi — сокращение от Albrecht Discount, фамильной продуктовой сети, которую после второй мировой войны развивали два брата — старший Карл и младший Тео Альбрехты. Позже они разделили бизнес на две компании Aldi Nord и Aldi Süd. В 2018 году сеть насчитывала 10 400 магазинов в 18 странах мира. Ее оборот составлял 73 млрд евро.

Пионеры рынка

Дискаунтеры — это магазин с товарами по низким ценам, которые достигаются за счет сокращения затрат на всех этапах пути товара — от производителя к конечному потребителю.

Lidl и Aldi — основоположники этого формата в продуктовом сегменте. Обе сети начали работать после второй мировой войны, когда у потребителя в Германии на первом месте было выживание, а не красивая упаковка, удобство и широкий ассортимент.

Тогда магазины Aldi работали без полок и напоминали склады. Товары стояли в ящиках, на паллетах, которые формировали ряды. Позже они изменились, но несущественно. Прежней осталась модель — низкая цена за счет эффективной логистики, небольшого числа персонала, экономии на внешнем и внутреннем дизайне и рекламе, жестких условий с поставщиками, отсутствия программы лояльности и пр.

Позже такой формат получил название жесткий дискаунтер. Ассортимент в торговых точках, как правило, составляет около 1500-2000 товаров, больше половины из которых — это private label (товары под собственными марками).

В классическом дискаунт-формате в Украине пытались работать сети Thrash! Траш (Fozzy Group) и российская сеть Mere, которая не так давно зашла в Украину, но вынужденно закрыла магазины из-за санкций СНБО.

Крупнейшая украинская сеть АТБ (более 1000 магазинов) до последнего времени также работала в формате дискаунтера, но с более широким ассортиментом — на их полках больше 3500 товаров.

В Ашан свой формат назвали «широкий дискаунтер».

Впрочем, за последние несколько лет украинские сети начали трансформацию — Ашан ввел в ассортимент товары в ценовом сегменте «средний» и «премиум» и запустил программу лояльности, в АТБ увеличили затраты на дизайн, начали открывать «черные» магазины, а впоследствии заявили о намерении уйти от формата "дискаунтер".

В магазинах Thrash! Траш компании Fozzy Group (Сильпо, Фора), спустя четыре года после запуска, в 2019 году, решили расширить ассортимент с 1200 позиций до 3000 и улучшили дизайн точек и обслуживание покупателей.

Aldi и Lidl уже несколько лет также инвестируют в улучшение дизайна и расширение ассортимента, что нехарактерно для формата жесткого дискаунтера.

Lidl ввел программу лояльности, начал продавать свежую выпечку и готовую еду с кофе на вынос. К примеру, в 2015 году Lidl заявлял, что планирует потратить в Чехии на открытие магазинов нового поколения 9 млрд крон ($421,64 млн).

Шансы Lidl и Aldi в Украине

Когда иностранные сети начнут работать в нашей стране — неизвестно, официальных заявлений о планах развития в Lidl и Aldi не делали. Регистрация Aldi торговой марки еще не говорит о скором появлении, считает СЕО исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.

"Так компании страхуются, чтобы кто-то не занял их ТМ в странах, в которых они предположительно будут развиваться, — говорит Гугля. — Вот с Lidl другая история — назначение регионального директора говорит о нацеленности на Украину". По опыту соседних стран, от момента появления информации об интересе к стране до открытия первого магазина может пройти 5-10 лет, допускает он.

Директор ИК Citadel Capital Дмитрий Симовоник также предполагает, что ни Lidl, ни Aldi скорее всего в ближайшем будущем не выйдут на рынок Украины. "Есть большие риски — это возможность эскалации конфликта на Донбассе, — говорит Симовоник. — В будущем возможно они это сделают за счет покупки небольшого локального игрока, тем самым сократив время выхода".

"Большая часть магазинов Lidl — это отдельно стоящие помещения, — отмечает Гугля. — А в Украине высокая бюрократия и непрозрачность по выделению земельных участков и получению разрешительной документации на строительство. К тому же, в Украине есть сильные локальные игроки — это АТБ-маркет и Сильпо. Логично, если сеть начнет развиваться в Украине путем поглощения".

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или