Слияние двух стихий: что может означать для розницы покупка компанией ОККО сети КОЛО?
- Фото:
- All Retail
Думаем, многих удивил сам факт возможной покупки сети минимаркетов КОЛО нефтяным оператором ОККО. Наши коллеги из Forbes хорошо постарались, подняв на слух тему о возможной транзакции.
Мы не стали повторно триггерить представителей КОЛО и ОККО в попытке вытянуть ещё какие-то факты. Параллельно All Retail спросил у экспертов их мнение по поводу нашумевшей статьи Forbes.
Состоится ли столь масштабная сделка между двумя ритейлерами — покажет время. Но уже сейчас своими мыслями о покупке КОЛО компанией ОККО, о выгоде такой сделки и о том, что это может значить для украинской розницы, с нами поделились несколько экспертов.
Сергей Корецкий, основатель кофейной компании IDEALIST COFFEE CO, бывший гендиректор сети АЗС WOG:
- Я думаю, если это правда, и ОККО действительно приобретет КОЛО — это будет крутое стратегическое решение в направлении дальнейшего развития. По сути, магазины на заправках — это и есть convenience stores, но привязанные к автозаправочному комплексу. В Украине АЗС основных игроков уже давно перестали быть просто топливным ритейлом — они превратились в полноценный ритейловый бизнес с широким ассортиментом блюд, напитков и товаров to go (чем, по сути, и является convenience).
КОЛО — это, все же, формат магазина у дома, но уверен, что это могла бы быть очень органичная транзакция.
Во-первых, для компании ОККО, в которой работает централизованная логистика товаров, будет достаточно легко добавить к действующим 450 торговым точкам на заправках еще 100, 200 или 500 новых объектов. Конечно, для этого необходимо будет соответствующее совершенствование, оптимизация и настройка операционных процессов — но это уже техника.
Также мне кажется, что формат магазинов может претерпеть некоторые изменения перехода в convenience.
Во-вторых, не исключено, что на базе бренда КОЛО ритейл-оператором можно было бы заходить, кроме других локаций, на другие заправки, потому что в Украине еще существует большое количество АЗС с низким уровнем качества нетопливных сервисов. Я думаю, что за этим будущее: когда ритейл-операторы будут заниматься на заправках именно ритейл-бизнесом, а горючее будет выступать лишь как один из элементов ассортиментной матрицы.
В среднесрочной перспективе горючее, как конкурентное преимущество, точно перестанет быть таковым — через единые стандарты качества топлива, а также в связи с развитием сегмента электромобилей и другими факторами.
По моему мнению, развитие бизнеса АЗС и его капитализация через развитие нетопливного ритейла convenience store для системных и крупных игроков в будущем может формировать основную стоимость бизнеса.
Кроме того, уровень количества и качества магазинов у дома / convenience в Украине все еще очень низкий.
Мне кажется, не стоит рассчитывать на то, что через 3-5 лет большим глобальным покупателем любой сети заправок будет нефтяная компания. Пример тому — канадская компания Couche-Tard, которая также владеет брендом Circle K, и в 2012 году приобрела около 2,5 тыс. заправок у Statoil. Такая транзакция уже тогда была сигналом, что крупные мировые торговые операторы являются потенциальными покупателями топливного ритейла в мире (а ведь есть еще 7Eleven, OXXO и другие).
Поэтому, если такая транзакция действительно состоится, это точно повысит капитализацию ОККО с точки зрения любой возможной будущей монетизации — IPO, партнерство или продажа.
Couche-Tard, например, несколько лет назад имела около 15 000 торговых точек, из которых более 10 000 были именно на заправках. В свою очередь, заправок Statoil, наверное, сегодня в Европе уже нет — вместо них вы найдете объекты Circle K. Именно Circle K является ритейл-оператором, который в том числе продает нефтепродукты.
Топливные вертикально интегрированные компании — примером которых может служить тот же Statoil — могут отказываться от управления ритейлом и сосредотачиваются на добыче углеводородов и на их переработке. Это может быть или продажа АЗС, или поиск партнеров по системе СODO или CORO. Как показывать жизнь — добыча, переработка нефти и ритейл — это два разных бизнеса. С различными компетенциями.
Convenience store — это точно перспективная история в Украине. У нас очень много сильных региональных операторов этого формата и этот сектор достаточно хорошо развивается.
Я считаю, что это была бы очень выгодная сделка для ОККО, если они сделают шаг в этом направлении.
Александр Ямпольский, руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции Deloitte в Украине:
— В Западной Европе магазины и кафе при заправках генерируют уже более половины прибыли для АЗС — то есть основным источником формирования прибыли являются не продажи бензина и дизельного топлива, а продажи «шоколадок» и «хот-догов». В Украине этот показатель ещё не такой, но он уверенно растет. Поэтому неудивительно, что ведущие украинские АЗС смотрят в сторону развития сетей магазинов и кафе. Мы знаем о подобных сделках в других странах. Например, британская сеть АЗС EG Group приобрела сеть местного дискаунтера ASDA. Это позволило группе увеличить показатель EBITDA почти на 6% и успешно развивать направление "магазинов у заправки«.
Кроме того, приобретение сети магазинов позволяет АЗС увеличить свое присутствие в определенных регионах, где развивалась сеть. В данном случае — это Киев и Одесса, а также соответствующие области. Кроме того, такое приобретение дает возможность улучшать текущие бизнес-процессы на «околозаправочных» магазинах (например, в сфере логистики продуктов).
Нельзя исключать и того, что украинские АЗС будут выходить на рынок общественного питания — например, приобретая мировые франшизы в этой сфере.
Артём Ретин, управляющий партнёр компании Retail.Pro:
— Для «ОККО» продуктовый ритейл не такой уж и «непрофильный» бизнес: у компании уже есть опыт управления продуктовыми магазинами «Tobi», а также есть свои магазины при большинстве АЗС. Я думаю, что ОККО, в первую очередь, хочет диверсифицировать свой топливный бизнес, а во-вторую — за счёт увеличившегося сбыта планирует значительно улучшить условия закупок у поставщиков. В случае покупки КОЛО, с большой вероятностью, ОККО значительно расширит свой ассортимент private labels, а это позитивно отобразится на марже общего бизнеса.
Основное преимущество для рынка от этой сделки по сути одно — за счёт того, что АЗС ОККО находятся по всей стране и логистика уже налажена, ОККО гораздо быстрее сможет расширить свою сеть по всей территории Украины.
Денис Поддубский, сооснователь «Службы развития ритейла», директор департамента развития аптечной сети АНЦ:
- Данная (гипотетическая на сегодняшний день) сделка приведет к полноценному выходу инвестиционной группы, в которую входит сеть АЗС ОККО, на обширный рынок продуктового ритейла. Это может стать отличной коллаборацией, поскольку формат КОЛО хорошо подходит для размещения на АЗС. Продуманный и компактный концепт — ничего лишнего. А ОККО может постепенно все глубже проникать в городскую среду (в Европе АЗС зачастую расположены прямо в городских кварталах возле жилых домов, чередуясь с теми же продуктовыми минимаркетами). Вопрос только в том, сколько времени и средств потребуется ОККО, чтобы вывести КОЛО на уровень положительной рентабельности.