All Retail
Опубликовано

Слияние двух стихий: что может означать для розницы покупка компанией ОККО сети КОЛО?

Думаем, многих удивил сам факт возможной покупки сети минимаркетов КОЛО нефтяным оператором ОККО. Наши коллеги из Forbes хорошо постарались, подняв на слух тему о возможной транзакции.

Мы не стали повторно триггерить представителей КОЛО и ОККО в попытке вытянуть ещё какие-то факты. Параллельно All Retail спросил у экспертов их мнение по поводу нашумевшей статьи Forbes.

Состоится ли столь масштабная сделка между двумя ритейлерами — покажет время. Но уже сейчас своими мыслями о покупке КОЛО компанией ОККО, о выгоде такой сделки и о том, что это может значить для украинской розницы, с нами поделились несколько экспертов.

Сергей Корецкий

Сергей Корецкий, основатель кофейной компании IDEALIST COFFEE CO, бывший гендиректор сети АЗС WOG:

- Я думаю, если это правда, и ОККО действительно приобретет КОЛО — это будет крутое стратегическое решение в направлении дальнейшего развития. По сути, магазины на заправках — это и есть convenience stores, но привязанные к автозаправочному комплексу. В Украине АЗС основных игроков уже давно перестали быть просто топливным ритейлом — они превратились в полноценный ритейловый бизнес с широким ассортиментом блюд, напитков и товаров to go (чем, по сути, и является convenience).

КОЛО — это, все же, формат магазина у дома, но уверен, что это могла бы быть очень органичная транзакция.

Во-первых, для компании ОККО, в которой работает централизованная логистика товаров, будет достаточно легко добавить к действующим 450 торговым точкам на заправках еще 100, 200 или 500 новых объектов. Конечно, для этого необходимо будет соответствующее совершенствование, оптимизация и настройка операционных процессов — но это уже техника.

Также мне кажется, что формат магазинов может претерпеть некоторые изменения перехода в convenience.

Во-вторых, не исключено, что на базе бренда КОЛО ритейл-оператором можно было бы заходить, кроме других локаций, на другие заправки, потому что в Украине еще существует большое количество АЗС с низким уровнем качества нетопливных сервисов. Я думаю, что за этим будущее: когда ритейл-операторы будут заниматься на заправках именно ритейл-бизнесом, а горючее будет выступать лишь как один из элементов ассортиментной матрицы.

В среднесрочной перспективе горючее, как конкурентное преимущество, точно перестанет быть таковым — через единые стандарты качества топлива, а также в связи с развитием сегмента электромобилей и другими факторами.

По моему мнению, развитие бизнеса АЗС и его капитализация через развитие нетопливного ритейла convenience store для системных и крупных игроков в будущем может формировать основную стоимость бизнеса.

Кроме того, уровень количества и качества магазинов у дома / convenience в Украине все еще очень низкий.

Мне кажется, не стоит рассчитывать на то, что через 3-5 лет большим глобальным покупателем любой сети заправок будет нефтяная компания. Пример тому — канадская компания Couche-Tard, которая также владеет брендом Circle K, и в 2012 году приобрела около 2,5 тыс. заправок у Statoil. Такая транзакция уже тогда была сигналом, что крупные мировые торговые операторы являются потенциальными покупателями топливного ритейла в мире (а ведь есть еще 7Eleven, OXXO и другие).

Поэтому, если такая транзакция действительно состоится, это точно повысит капитализацию ОККО с точки зрения любой возможной будущей монетизации — IPO, партнерство или продажа.

Couche-Tard, например, несколько лет назад имела около 15 000 торговых точек, из которых более 10 000 были именно на заправках. В свою очередь, заправок Statoil, наверное, сегодня в Европе уже нет — вместо них вы найдете объекты Circle K. Именно Circle K является ритейл-оператором, который в том числе продает нефтепродукты.

Топливные вертикально интегрированные компании — примером которых может служить тот же Statoil — могут отказываться от управления ритейлом и сосредотачиваются на добыче углеводородов и на их переработке. Это может быть или продажа АЗС, или поиск партнеров по системе СODO или CORO. Как показывать жизнь — добыча, переработка нефти и ритейл — это два разных бизнеса. С различными компетенциями.

Convenience store — это точно перспективная история в Украине. У нас очень много сильных региональных операторов этого формата и этот сектор достаточно хорошо развивается.

Я считаю, что это была бы очень выгодная сделка для ОККО, если они сделают шаг в этом направлении.

Александр Ямпольский

Александр Ямпольский, руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции Deloitte в Украине:

— В Западной Европе магазины и кафе при заправках генерируют уже более половины прибыли для АЗС — то есть основным источником формирования прибыли являются не продажи бензина и дизельного топлива, а продажи «шоколадок» и «хот-догов». В Украине этот показатель ещё не такой, но он уверенно растет. Поэтому неудивительно, что ведущие украинские АЗС смотрят в сторону развития сетей магазинов и кафе. Мы знаем о подобных сделках в других странах. Например, британская сеть АЗС EG Group приобрела сеть местного дискаунтера ASDA. Это позволило группе увеличить показатель EBITDA почти на 6% и успешно развивать направление "магазинов у заправки«.

Кроме того, приобретение сети магазинов позволяет АЗС увеличить свое присутствие в определенных регионах, где развивалась сеть. В данном случае — это Киев и Одесса, а также соответствующие области. Кроме того, такое приобретение дает возможность улучшать текущие бизнес-процессы на «околозаправочных» магазинах (например, в сфере логистики продуктов).

Нельзя исключать и того, что украинские АЗС будут выходить на рынок общественного питания — например, приобретая мировые франшизы в этой сфере.

Артём Ретин

Артём Ретин, управляющий партнёр компании Retail.Pro:

— Для «ОККО» продуктовый ритейл не такой уж и «непрофильный» бизнес: у компании уже есть опыт управления продуктовыми магазинами «Tobi», а также есть свои магазины при большинстве АЗС. Я думаю, что ОККО, в первую очередь, хочет диверсифицировать свой топливный бизнес, а во-вторую — за счёт увеличившегося сбыта планирует значительно улучшить условия закупок у поставщиков. В случае покупки КОЛО, с большой вероятностью, ОККО значительно расширит свой ассортимент private labels, а это позитивно отобразится на марже общего бизнеса.

Основное преимущество для рынка от этой сделки по сути одно — за счёт того, что АЗС ОККО находятся по всей стране и логистика уже налажена, ОККО гораздо быстрее сможет расширить свою сеть по всей территории Украины.

Денис Поддубский

Денис Поддубский, сооснователь «Службы развития ритейла», директор департамента развития аптечной сети АНЦ:

- Данная (гипотетическая на сегодняшний день) сделка приведет к полноценному выходу инвестиционной группы, в которую входит сеть АЗС ОККО, на обширный рынок продуктового ритейла. Это может стать отличной коллаборацией, поскольку формат КОЛО хорошо подходит для размещения на АЗС. Продуманный и компактный концепт — ничего лишнего. А ОККО может постепенно все глубже проникать в городскую среду (в Европе АЗС зачастую расположены прямо в городских кварталах возле жилых домов, чередуясь с теми же продуктовыми минимаркетами). Вопрос только в том, сколько времени и средств потребуется ОККО, чтобы вывести КОЛО на уровень положительной рентабельности.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или