All Retail
Опубликовано

Конкурент или дополнение: может ли онлайн-ритейл угрожать успеху ТРЦ в Украине

Может ли электронная торговля стать серьезным конкурентом и угрозой традиционным ТРЦ, или есть скорее помощником и дополнением? Об этом рассказали эксперты рынка торговой недвижимости: операционный директор компании Budhouse Group Максим Гаврюшин, СЕО консалтинговой компании Retail&Development Advisor Андрей Лотоцкий, директор компании UTG Евгения Локтионова и эксперт Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости Игорь Заболоцкий.

Операционный директор компании Budhouse Group Максим Гаврюшин отмечает, что страны с наибольшей долей онлайн-продаж имеют также и наибольшую насыщенность торговыми центрами на 1000 жителей.

К примеру, в США на 1000 жителей приходится более 2000 м кв. площадей в торговых центрах, а доля онлайн в торговле уже превысила 16%. В некоторых европейских странах доля онлайн продаж превысила даже 20% (Норвегия, Дания, Великобритания), тем не менее, эти страны остаются одними из самых насыщенных ТРЦ стран Европы — 400-800 м кв. на 1000 человек. Торговые центры здесь не закрываются. По мнению эксперта, это лучший ответ на вопрос, угрожает ли он онлайн существованию ТЦ.

По словам Евгении Локтионовой, интенсивное развитие онлайн-ритейла профессионально началось с 2014 года, а с 2020 карантинного года стали понятны плюсы такого развития. Еще больше плюсов наличия онлайн-ритейла стало ощущаться во время войны, когда на украинских площадках люди могли покупать продукты питания, лекарства, товары для военных, игрушки и одежду.

Также онлайн покупались товары группы «все для блекаута»: генераторы, павербанки, туристическое снаряжение. Поэтому, по мнению директора UTG, можно сказать, что онлайн-ритейл — это дополнение к ТРЦ.

Игорь Заболоцкий также отмечает, что ритейлеры в нынешних условиях все больше используют омниканальную модель бизнеса, направленную на максимально эффективное взаимодействие с клиентами.

Ее суть заключается в использовании своих онлайн-платформ для предоставления возможности покупателям удаленно ознакомиться с ассортиментом, размерами, характеристиками товаров. Также на сайте отображают, где можно примерить или приобрести конкретный офлайн-товар.

"Есть примеры достаточно успешных украинских ритейлеров, которые мощно стартовали в онлайне, но постепенно открывали розничные оффлайн-магазины, что свидетельствует о важности и необходимости развития обоих форматов" , — говорит ведущий эксперт Colliers Ukraine в сегменте торговой недвижимости.

В Украине есть разные оценки доли онлайн в розничном товарообороте, по мнению Максима Гаврюшина, в 2021 году она составляла примерно 4-5%. Насыщенность же торговыми центрами в том же 2021 году была на уровне примерно 130 м кв на 1000 жителей. Поэтому мы еще очень далеко от того момента, когда онлайн может угрожать существованию ТРЦ, если вообще так можно задавать этот вопрос.

"Будущее по мультиканальности — это наиболее эффективная стратегия развития. Это уже давно поняли игроки на рынке. Онлайн игроки идут в оффлайн, открывая новые магазины, оффлайн сети развивают онлайн-платформы. Это создает так называемый Halo effect в результате чего продажи увеличиваются на обоих каналах. ICSC и UCSC проводили масштабные исследования на эту тему в подтверждение этого", — резюмировал Максим Гаврюшин.

Типы клиентов

СЕО консалтинговой компании Retail&Development Advisor Андрей Лотоцкий обращает внимание на то, что каждый из каналов продаж имеет своих клиентов. Эксперт условно делит покупателей на несколько категорий.

Да, есть клиенты, которые не любят ходить по ТЦ или магазинам стрит-ритейла в поисках покупок в силу экономии времени, нежелания контактов с людьми, лень и т.д., поэтому они заказывают товары онлайн. А есть те, кому шопинг в физических магазинах доставляет настоящее удовольствие, и есть возможностью отвлечься от рутины, переключиться на что-то хорошее и приятное.

Другая категория это те, кто не доверяет онлайн покупкам, сомневается в качестве материалов, соответствии размеров и т.д. Такие покупатели будут покупать оффлайн.

"Следующая категория — клиенты, покупающие определенные товары без рисков в интернете, но в основном их покупки офлайновые. Есть и такие, которые, несмотря на затраченное время и усилия, примеряют, например, одежду или обувь, в оффлайновых магазинах, а потом ищут лучшую цену онлайн и заказывают тот артикул и размер в котором уже уверены", — говорит Андрей Лотоцкий.

В других случаях покупатели находят товар онлайн, но покупают его в оффлайновых магазинах. Это часто наблюдается в шоурумах инстаграммных магазинов. То есть, в этом случае онлайн-магазин приводит клиентов в физические магазины.

"Каждый канал имеет свою целевую аудиторию и она более или менее стабильна. Поэтому, онлайн-ритейл, по моему мнению, не несет угроз оффлайновой торговли, а часто они помогают друг другу создавая синергию. Как вот магазины, которые являются одновременно пунктами выдачи онлайн-покупок, где приобретя товар онлайн, ты можешь прийти за своим заказом и еще осуществить импульсную покупку других товаров. Это хорошо работает и так работают большинство национальных сетей", — резюмирует СЕО RDA.

В торговых центрах Budhouse Group на протяжении 2022-2023 годов наблюдается рост интереса к онлайну со стороны посетителей, добавляет Максим Гаврюшин.

"Среди посетителей ТРЦ в 1,5 раза увеличилась частота заказов и покупок в интернете. Но эта тенденция продолжается с довоенных времен и усилилась во время карантина работы ритейла и во время войны, когда многие магазины не работали оффлайн. Также на 17% увеличился размер среднего чека при совершении покупки в интернет-магазине. Но доля людей, которые используют только офлайн-канал приобретения товаров остается неизменной — более 60%. Как и доля людей, которые сначала ищут товар в Интернете, а потом покупают в магазине (17-20%)", — говорит операционный директор компании.

Евгения Локтионова, директор компании UTG, отмечает, что рост онлайн-продаж стимулирует торговые центры делать ставку на эмоции, способ времяпрепровождения, удовольствие покупками и социумом.

"Именно офлайн дает возможность увидеть и пощупать товар перед покупкой, совершить покупку немедленно. В то время как онлайн-ритейл дает комфорт, упрощение покупки, ее импульсивность. Поэтому работа вместе онлайн и офлайн торговли максимально эффективно популяризирует ритейл и дает узнаваемость бренда. Поэтому в будущем мы увидим совместный рост как онлайн так и офлайн продаж. Например, онлай-продажи будут увеличиваться с помощью искусственного интеллекта. В то же время в Украине будет наблюдаться и послевоенный рост посещаемости ТРЦ", — прогнозирует директор UTG.

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или