All Retail
Опубликовано

В завершение самой масштабной распродажи года: украинские ТРЦ поделились результатами Black Friday

В этом году ТРЦ чрезвычайно активно поддерживали своих арендаторов и вводили маркетинговые активности в поддержку ритейлеров, подготовивших скидки и другие выгодные предложения. Как это отразилось на показателях деятельности ТРЦ, и как Черная пятница 2023 года отличается от распродаж довоенного времени, рассказали крупнейшие игроки рынка — маркетинг-директора ТРЦ и руководители девелоперских компаний.

«От самой Черной пятницы мы ожидали большего, но получилось так, что именно в этот день показатели посещаемости у всех наших ТЦ были ниже, чем в 2021 году. Если в прошлые довоенные годы в ЧП обычно было больше людей на 50-60%, чем в обычную пятницу, то в этом году ЧП отличается от обычной пятницы лишь на 20-40% в зависимости от города», — говорит Максим Гаврюшин, операционный директор Budhouse Group.

Сама же Черная пятница-2023, если сравнивать с довоенным 2021 годом, была на 30% меньше посещаемая в ТРЦ Nikolsky (Харьков), на 7% меньше посещаемая в Forum Lviv (Львов), и на 1% меньше посещаемая в Lubava (Черкассы).

Но если сравнивать недели, то показатели совсем другие, так, у Forum Lviv и Lubava посещаемость за неделю выросла на 15% и 12% соответственно по сравнению с 2021 годом. В Харькове показатели Черной недели 2023 года не достигли результатов недели 2021-го (-20%), но это больше связано с тем, что трафик Nikolsky еще до конца не возобновился, да и тревоги занимают в Харькове гораздо больше времени.

Трансформация Черной пятницы в Черную неделю в этом году связана с тем, что скидки начали предоставляться значительно раньше обычного, резюмировал операционный директор Budhouse Group.

В этом году, как и в предыдущие периоды, в торговых центрах компании Черная пятница также растянулась на Черную неделю, с самой высокой активностью в четверг-воскресенье.

«В 2023 году мы побили рекорды и по посещаемости, и по товарооборотам. К тому же в Victoria Gardens 23 ноября возобновил свою деятельность H&M без каких-либо предварительных объявлений», — прокомментировала Наталья Кравец, коммерческий директор Dragon Capital Property Management.

Статистика изменений посещаемости в ТРЦ в самую Черную пятницу, а также в выходные (пятница-воскресенье) 2023 года по 2021 год выглядит так:

  • Piramida Киев: ЧП 2023/2021+10%, выходные 2023/2021+11%.
  • Sky Park Винница: ЧП 2023/2021+3%, выходные 2023/2021+16%.
  • Victoria Gardens Львов: ЧП 2023/2021+49%, выходные 2023/2021+26%.
  • Аладдин Киев ЧП 2023/2021+3%, выходные 2023/2021+3%.

В этом году ожидания от Черной Пятницы были более оптимистичными по сравнению с 2022 годом. С учетом того, что в прошлом году Черную пятницу в компании фактически не почувствовали, ведь Россия атаковала нашу инфраструктуру и ТРЦ много времени не могли нормально функционировать, в этом году и арендаторы, и арендодатели возлагали большие надежды на этот период.

«Уровень трафика, который мы видели в наших проектах, превзошел ожидания. Неделя, на которой магазины-партнеры в наших торговых центрах предоставляли самые большие скидки, продемонстрировала в среднем динамику +30-40% роста посещаемости по сравнению с 2022 годом. Даже наши торговые центры в Запорожье и Кривом Роге продемонстрировали высокий уровень трафика и привлеченности клиентов, несмотря на тревоги в рабочее время. В киевских проектах в пятницу-субботу мы почти достигли довоенного уровня трафика, а в день проведения розыгрышей, 26 ноября 2023 года, рост трафика по сравнению с 2022 годом составил более 70%», — говорит Денис Корнута, директор департамента торговых площадей Arricano.

Со стороны привлечения клиентов к участию в поощрительных промо во всех торговых центрах компании достигли уровня 2021 года.

Алла Ткачева, руководитель отдела маркетинга сети ТРЦ «Экватор», называет этот скидочный период «ритейл-пятницей», которая длится от нескольких дней до нескольких недель. Помимо коммерческих сегодня добавляются еще и риски воздушных тревог, поэтому пролонгация «пятницы» усиливает запланированный эффект в регионах.

«В этом году в большинстве магазинов ТРЦ «Экватор» Черная пятница длилась более 2 недель. Как это отразилось на трафике? Безусловно, повысило трафик не только в Черную пятницу, ведь посетителей привлекали скидки в течение всего периода. Покупатели смогли запланировать посещение ТРЦ на предыдущую субботу и воскресенье, таким образом сняв свои опасения, такие как нехватка времени, вероятность временной приостановки работы магазинов в связи с воздушной тревогой или дефицита размеров и определенных товаров», — говорит руководитель отдела маркетинга ТРЦ "Экватор«.

Торговые центры в свою очередь получили две недели увеличения трафика. Посещаемость 24-26 ноября 2023 года до 26-29 ноября 2021 года превысила на 4%. Алла Ткачева считает, что это эпоха формирования новых потребительских привычек и клиентоориентированных традиций.

В следующем году сеть ТРЦ «Экватор» в Черную пятницу планирует анонсировать события заранее, предварительно исследовав и проанализировав изменения в поведении покупателей, а также учитывая изменения общего характера, которые будут происходить в стране.

Аналитика посещаемости на примере ТРЦ Экватор, г. Ровно:

  • Черная пятница 2023 по отношению к предыдущей пятнице 2023: +27%
  • Черные выходные 2023 по отношению к предыдущим выходным 2023: +5%
  • Черная пятница 2021 по отношению к предыдущей пятнице 2021: +63%
  • Черные выходные 2021 по отношению к предыдущим выходным 2021: +24%
  • Черная пятница 2023 по Черной пятнице 2021: −8%
  • Черные выходные 2023 по Черным выходным 2021: +4%

Традиционно в период Черной пятницы в ТРЦ ожидают увеличенные показатели трафика и товарооборотов арендаторов. И в этом году прогнозы были неизменными.

Самая большая концентрация людей пришлась именно на пятницу, 24 ноября, поскольку в Gulliver подготовили обширную поощрительную программу для посетителей.

«24 ноября в центральном атриуме прошел большой звездный концерт с участием Shumei, Alekseev и других артистов, в галереях организовали мастер-классы для деток. Также каждый гость, совершивший покупки мог принять участие в промоакции в партнерстве с нашими арендаторами — при покупке от 1500 гривен в нашем ТРЦ каждый гарантированно получал приятный приз», — объясняет Екатерина Жураковская, директор по маркетингу БФК Gulliver Киев.

Кроме того, 24 ноября ТРЦ Gulliver конвертировал покупки гостей в донат в поддержку благотворительного фонда «Охматдит».

Что касается сравнения с Черной пятницей 2021-го, важно подчеркнуть изменение тенденций, говорит маркетинг директор ТРЦ и также отмечает пролонгацию скидочного периода с нескольких дней до целой недели. Благодаря этому поток трафика равномерно распределился в течение этих дней.

В пресс-службе ТРЦ «Оазис» в Хмельницком отметили, что полномасштабное вторжение до сих пор оказывает существенное влияние на потребительские настроения населения, а соответственно, и на проведение подобных акций.

Если в прошлом году все игроки рынка были достаточно осторожны с проведением любых активностей из-за «блэкаутов» и обстрелов инфраструктурных объектов, то в этом году магазины начали готовиться к Черной пятнице заранее.

«В целом, можно сказать, что мы удовлетворены теми показателями посещаемости, которые мы получили в этом году. Относительно объема товарооборота арендаторов ожидаем рост на 30-50% по сравнению с прошлым годом. Фактор отложенного спроса в этом случае как раз и сыграл ключевую роль как в посещаемости ТРЦ, так и в товарообороте арендаторов. Именно поэтому мы не смогли достичь показателей 2021 года, но если анализировать весь ноябрь 2021 и 2023 годов, то наблюдаем существенный прирост среднедневной посещаемости на 17%», — говорят в пресс-службе ТРЦ.

Существенного падения посещаемости в периоды ожидания скидок не наблюдалось, как это было в прошлые годы, когда уже через 2-3 недели покупатели, выбрав определенные позиции, отказывались от покупок и ждали скидок. Вместе с тем не было больших пиков и переполненности ТРЦ в Черную пятницу и выходные.

Показатели посещаемости выглядят так:

  • Черная пятница 2023 по отношению к предыдущей пятнице 2023: +17%.
  • Черные выходные 2023 по отношению к предыдущим выходным 2023: +5%.
  • Черная пятница 2021 по отношению к предыдущей пятнице 2021: +71%.
  • Черные выходные 2021 по отношению к предыдущим выходным 2021: +34%.
  • Черная пятница 2023 по Черной пятнице 2021: −6,5%.
  • Черные выходные 2023 по Черным выходным 2021: −10%.

В тернопольском ТРЦ «Подоляны» также традиционно ожидали роста посещаемости и роста продаж в период Черной Пятницы, ведь это самая большая распродажа года.

«Мы хорошо подготовились к проведению акции, кроме традиционной рекламной кампании, именно в эти дни у нас проходили разноплановые активности (ведущий, dj, конкурсы, призы в пятницу, социальная акция по противодействию насилию в субботу и Всеукраинские соревнования по спортивным танцам). Наши ожидания были оправданы и даже превзойдены», — говорят в пресс-службе ТРЦ.

Фиксируется положительная динамика, несмотря на все обстоятельства. Арендаторы в этом году предоставляли беспрецедентно высокие скидки, что тоже повлияло на активность покупателей. К тому же сыграла положительную роль перенос традиционных рождественско-зимних праздников — люди уже готовятся к Николаю и Рождеству, покупают родным и близким подарки.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или