All Retail
Опубликовано

40% украинских предпринимателей планируют выходить на зарубежные рынки, а каждый пятый пользуется ИИ — исследование Mastercard

Уже 75% предпринимателей активно используют цифровые каналы в продажах и общении с клиентами и 56% опрошенных экспортируют или планируют выходить на другие рынки.

Украинские предприниматели стойко одолевают вызовы, продолжая развитие своего дела и открывая новые бизнесы. Каждый шестой опрошенный предприниматель открыл свой текущий бизнес уже после начала полномасштабной войны, при этом 66% из них не имели предыдущего опыта бизнес-деятельности. Сегодня уже 75% предпринимателей активно используют цифровые каналы в продажах и общении с клиентами и 56% опрошенных экспортируют или планируют выходить на другие рынки.

Таковы результаты исследования Mastercard SME Index 2024, в рамках которого были исследованы состояние и ключевые потребности микро-, малого и среднего бизнеса в Украине, а также перспективы их развития.

Тренд на безналичную оплату стабильно растет

Сегодня 9 из 10 украинских МПБ предоставляют возможность рассчитаться за товары или услуги безналично, 17% из них начали принимать такие формы расчетов за последние два года. Стоит отметить, что для 80% предпринимателей безналичные оплаты приносят более половины дохода — это на 8 п.п. больше по сравнению с предыдущим годом.

В частности, выросли следующие формы расчетов: по реквизитам (такой вид расчетов предлагают 58% опрошенных предпринимателей), через POS-терминал (34%) и онлайн-оплаты на сайте или через платежные сервисы (34%). В то же время переводы на карту (40%) как форма оплаты снизились на 6 п.п. по сравнению с прошлым годом.

Диджитализация и внедрение ИИ

Уже 3 из 4 предпринимателей активно используют цифровые каналы для представления товаров и услуг своего бренда. В частности, у 37% предприятий есть собственный вебсайт, четверть опрошенных (24%) представлены на маркетплейсах, а каждый шестой предприниматель (16%) разработал мобильное приложение для своего бизнеса.

Кроме того, украинские предприниматели активно внедряют инновационные инструменты и сервисы в свою деятельность, в частности, с искусственным интеллектом. Так, каждый пятый предприниматель (21%) пользуется функционалом ИИ в своей бизнес-деятельности: среди микробизнесов этот показатель составляет 16%, среди малых бизнесов — 30%, а среди средних бизнесов — 47%. Еще 34% респондентов отметили, что им интересно познакомиться с возможностями этих технологий.

Самые распространенные направления применения инструментов и сервисов на основе ИИ среди предпринимателей включают в себя разработку маркетинговых, SMM и коммуникационных стратегий, перевод на другие языки, коммуникацию с клиентами в цифровых каналах, генерирование изображений и написание текстов.

«Украинский бизнес всегда отличался своей гибкостью и высоким уровнем клиентского сервиса. Сегодня цифровые каналы все больше выходят на первый план для предпринимателей в качестве действенного инструмента бизнес-устойчивости и их масштабирования. Примечательно, что каждый год количество предпринимателей, у которых большая часть продаж приходится на безналичные оплаты, растет на 7-10%, и сегодня почти каждый пятый предприниматель полностью кешлес — получая прибыль от своей деятельности исключительно в безналичной форме», — отметила Анжела Кашперук, вице-президент по развитию бизнеса Mastercard в Украине и Молдове.

Ключевые потребности и фокус на экспорт

Среди основных вызовов, отмечаемых украинскими предпринимателями, — необходимость финансирования для развития бизнеса, а также нехватка заказов и рынков сбыта. Кроме того, каждый пятый респондент указывает на нехватку персонала.

Несмотря на текущие вызовы, украинские МПБ проявляют гибкость и ищут способы поддержки и развития своего дела. Так, 27% предпринимателей участвовали в грантовых программах от государства или других организаций.

Одним из главных способов масштабирования украинские предприниматели называют развитие экспорта. Каждый шестой респондент (16%) уже продает свои товары или услуги за границу, а еще 40% планируют выходить на зарубежные рынки. Наиболее популярными странами по экспорту стали Польша (32%), Германия (22%), США (16%), Литва и Италия (по 13%).

Примечательно, что 88% предпринимателей, ведущих бизнес как на внутреннем, так и на иностранных рынках, за последний год заметили увеличение спроса среди украинцев на продукцию украинских производителей.

В течение многих лет Mastercard активно поддерживает украинский малый и средний бизнес. Компания тесно сотрудничает с Министерством цифровой трансформации Украины для развития онлайн-портала Дія.Бізнес, консультационных оффлайн-центров в Украине и за рубежом, а также в запуске цифровых сервисов. В частности, финансового функционала комплексной услуги е-Підприємець, позволяющий предпринимателям получить необходимый пакет финансовых услуг и сервисов онлайн одновременно с регистрацией предприятия.

Также компания сотрудничает с Министерством экономики Украины и выступает технологическим партнером по реализации программы «Национальный кэшбек» для поддержки локальных производителей в рамках политики «Сделано в Украине». Недавно компания открыла доступ для украинских предпринимателей к Mastercard Easy Savings — бесплатной программе скидок и специальных предложений для владельцев бизнес-карт Mastercard.

×

Через социальные сети

или

Через социальные сети

или