
«Должны покупателю дать такой сервис, чтобы ему захотелось повторить у нас покупку», — новый СЕО Prostor о перезапуске сети
Владелец сети Prostor Вадим Тугай в апреле сменил СЕО. Новым руководителем стал бывший коммерческий директор центрального региона сети «Сільпо» Петр Чередниченко. Его вызовы – перестройка интернет магазина и поиск новых форматов сети. Как новый СЕО будет догонять EVA и почему не хочет покупать Watsons?
По словам нового руководителя, главный офис останется в Днепре, однако возможно появится и дополнительный офис ради развития.
Также в Prostor произошли определенные изменения, в частности замена коммерческого директора, HR-директора и директора службы безопасности, говорит Чередниченко. Добавили должность директора по e-commerce, потому что планируют развивать это направление.
«Понял, что Prostor — близкая по духу компания, потому что она также присутствует по всей Украине. Пообщавшись с топ-менеджментом компании, понял: это то, что нужно. Вижу, что здесь нужна помощь СЕО в стратегическом развитии компании. Переходим от слов к пилотам.
За последние месяцы мы уже запустили 2-3 идеи в тестовом формате. Выбираем 5-10 магазинов, ставим тимлида, смотрим на цифры. Команда это реально подхватила. Начали жить результатом, чувствовать движение», — сказал Петр Чередниченко.
Другим изменением является автоматизация ритейла. «Сегодня у нас до сих пор есть процессы, которые зависят от „человека из Excel“. Например, расчет актуальности ассортимента по магазинам. Мы меняем это, хотим, чтобы каждый квадратный метр торговал эффективно», — говорит Петр Чередниченко.
Конкуренция с EVA
Основными конкурентами среди drogerie-сетей Петр Чередниченко называет EVA, второе место оставляет Prostor, а третье — Watsons. Также он добавил Make Up. По его словам часть, относительно распределения рынка, то Prostor занимает примерно 30-35%, а EVA — возможно, даже до 60% рынка.
«Конкуренции я точно не боюсь. Мы должны покупателю дать такой сервис, чтобы ему захотелось повторить у нас покупку. Вот за это боремся», — отмечает руководитель сети.
Prostor меняет ассортиментные матрицы и делает гибкую ценовую политику. До этого у компании было не совсем гибкое ценообразование. Теперь пытаются дать покупателю более релевантный товар.
Также планируют добавить SKU в лидерские категории — уход за собой и косметика. Кроме того, представители Prostor проработали рынок Южной Кореи и вернулись с выставок из Сеула. Вскоре новый ассортимент будет представлен в магазинах.
По словам Петра Чередниченко, эко-косметика становится все более популярной. Для нее планируют отдельно выделенное место с конкретным товарным предложением в магазинах.
«Планируем стать экспертами в этом направлении. Работаю с партнерами. Я сам езжу к поставщикам, посещаю украинские заводы и смотрю, как они изготавливают товары», — говорит он.
Prostor имеет примерно 70% зарубежных поставщиков и 30% — украинских. Количество торговых марок, где представлены СТМ Prostor — 34 в 27 категориях. Это 1600 SKU. Сотрудничают с 40 партнерами по СТМ. Среди самых известных — Bebis, Chino-ko, Fresco, Mari e monti, Super Diya. «Планируем увеличивать их — это позволяет держать более низкую цену, что привлекательнее для потребителей. Но сейчас они не очень активно выбирают наши СТМ. Должны их усилить«.
В Prostor пока не планируют запускать формат магазинов с собственным салоном красоты, как это сделала EVA. Компания развивает собственную модель. Такой подход может стать актуальным ближе к концу 2026 — началу 2027 года. По оценкам, потребность в подобном формате существует, особенно в крупных городах, где потенциально могло бы работать около 10 таких магазинов-салонов. Потенциальное название для такого проекта уже сформулировано, однако руководитель сети его не назвал.
E-commerce
Компания Prostor планирует обновление интернет-магазина и создание удобного сайта для пользователей. Одной из главных задач на этот год является увеличение ассортимента товаров в онлайн-магазине с 19 000 до 60 000 SKU. Для сравнения, в EVA на маркетплейсе сейчас представлено 250 000 SKU, и именно такую цифру Чередниченко ставит целью к 2026 году.
Также в компании указывают на проблему с доставкой в Киеве, ведь склады сейчас расположены во Львове и Днепре. Для улучшения ситуации планируется открытие склада в столице. В компании планируют, что склад под Киевом будет не менее 5000-7000 кв. м и будет арендован.
Развитие сети Prostor
В октябре 2021 года Prostor запустил магазины под брендом «Изи», которые ранее были частью сети «Космо» и были приобретены компанией в 2019 году. Сейчас под этой вывеской работает только один магазин в Киеве.
Уже в следующем месяце компания планирует перезапустить несколько магазинов «Изи» с ассортиментом, который присутствовал ранее. При этом, ассортимент Prostor и «Изи» не будет перекрываться.
Сейчас Prostor имеет 474 магазинов. В первой половине 2025-го открыли 22 торговые точки и одновременно оптимизировали сеть, закрыв 15 локаций, которые не соответствовали новым критериям эффективности.
До конца года планируют открыть еще 10 магазинов — ожидают выйти на показатель в более чем 480 магазинов. На открытие новых точек в этом году хотят выделить 160 млн грн.
Сейчас компания не планирует открывать магазины во всех городах, где есть спрос, а сосредотачивается на повышении эффективности. Петр Чередниченко отметил, что для компании важна именно логистическая цепь доставки товаров. При открытии магазинов в новых городах компания планирует запускать не один магазин, а несколько, чтобы покрыть город с разных локаций. Магазины будут открывать в городах с населением от 30 000 человек. Особое внимание будет уделено центральным и западным регионам, а также частично Одессе.
К тому же по данным Forbes Ukraine, в октябре 2023 года ситуация у Watsons в Украине оставалась сложной — сеть значительно уступает локальным конкурентам по количеству магазинов и объемам выручки.
«Поглощения — это очень плохая практика. Я никогда не буду рассматривать «пакетные покупки», потому что, как показывает практика, более 50% объектов, которые ты забираешь, закрываются в первые полгода. Это, возможно, выгодно здесь и сейчас, но невыгодно в долгую. 70-80% объектов «Космо», которые куплены, в конце концов закрыты, потому что были убыточными. Точечно мы можем купить отдельные магазины Watsons. Вот моя цель — до 2030-го открыть Prostor в этом торговом центре рядом с Watsons. Возможно, откроем под другим названием», — говорит Петр Чередниченко.
Выручка сети в 2024 году более чем 6 млрд грн. За первые пять месяцев 2025 года компания выросла на 14% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит Чередниченко.
План выручки по итогам 2025 года — примерно 6,5 млрд. Но желаемая цель — дотянуть до 7 млрд грн.
Сейчас средний чек в Prostor близок к 300 грн, и он вырос более чем на 11% по сравнению с прошлым годом. В онлайн-магазине средний чек приближается к 500 грн. Большинство покупателей — женщины (85%).