Бойкот российских товаров: в магазинах Польши не осталось товаров страны-агрессора
Данные CMR показывают, что продукты из России были в наличии в 90% польских супермаркетов к началу войны. В конце апреля в местных магазинах российские товары были доступны менее чем в пятой части торговых объектов.
Бойкот продуктов питания из России проходил в последние дни февраля и в начале марта этого года как одна из форм протеста против нападения России на Украину.
Среди продуктов питания из России (т.е. тех, чей EAN-код начинается с 46), которые были доступны в Польше до начала войны, были водка, пиво, чай и сладости.
«В марте-апреле 2022 года продажи этого вида продукции, в том числе российских алкогольных напитков, были ниже на 70-80%, чем в соответствующий период годом ранее», — говорит Эльжбета Шарейко, аналитик Центра мониторинга рынка (CMR). По ее словам, уменьшение продаж было связано со снятием этих товаров с полок. На такой шаг пошли многие розничные сети и онлайн-магазины.
В результате таких действий «российское представительство» на полках польских магазинов за короткое время значительно сократилось. По данным, приведенным Эльжбетой Шарейко, к началу войны по крайней мере один продукт из России был на полках более 90% супермаркетов площадью 301-2500 кв.м. Между тем, в последние недели апреля товары из России можно было приобрести менее чем у 20% торговых сетей.
Однако аналитик подчеркивает, что бойкот являлся более символическим жестом. Анализ CMR показывает, что продукты питания из России и Белоруссии даже до вторжения в Украину не имели большого значения в товарообороте магазинов Польши. Данные CMR показывают, что в течение 2021 года они занимали менее 0,1% в целом от объема реализуемых товаров в торговых точках площадью до 2500 кв. «Снятие их с рынка или сознательный отказ от покупки не были особенно заметны для клиентов или ритейлеров», — резюмирует Эльжбета Шарейко.